Виды конкурентного поведения
Основная особенность конкуренции во всех ее проявлениях состоит в столкновении интересов субъектов рынка. Причина этих столкновений обусловлена их соперничеством в борьбе за один и тот же сегмент рынка, ведь если спрос будет удовлетворен товарами одной фирмы, то остальные автоматически лишаются возможности реализовать свою продукцию. Исторически сложилось несколько различных стратегий конкурентного поведения.
1. Виолентная стратегия. Она наблюдается, когда крупная фирма решает свои отношения с конкурентами с позиции силы. На ее стороне значительный объем производства, более высокая, чем у конкурентов, производительность труда, низкие издержки производства, доступные только гигантам научные исследования и широкое применение маркетинга. Все это обеспечивает крупной фирме монопольное положение на рынке.
Стратегия виолентов заключается в том, что, опираясь на свою мощь, они вытесняют конкурентов с занимаемого сегмента рынка. Такая стратегия бесспорного лидерства одной фирмы (иногда в окружении небольшого числа значительно уступающих ей по размерам конкурентов) характерна для отраслей массового производства товаров народного потребления.
2. Патиентная (нишевая) стратегия. Такая стратегия конкурентного поведения характерна для узкоспециализированных фирм. Сегмент рынка патиента не требует большого объема производства. Издержки производства у таких фирм, как правило, выше, а выпускаемая продукция дороже. Сила этих фирм в удовлетворении особых запросов потребителей.
3. Коммутантная (соединительная) стратегия. Она характерна для производственных предприятий средних размеров. Эти сравнительно небольшие неспециализированные предприятия лучше всего могут приспосабливаться к удовлетворению быстро меняющихся потребностей покупателей. Совпадение запросов потребителей и наличие возможности организовать производство необходимых товаров в значительных объемах создают основу для массового (виоленты) или специализированного (патиенты) производства. Но эти условия бывают не всегда, и тогда применяется коммутантная стратегия. Создаваемые каждый раз для конкретного случая многочисленные мелкие предприятия выполняют роль связующего звена экономики. Они появляются там, где более крупные предприятия неэффективны или отсутствуют условия для индивидуального подхода к клиенту.
4. Эксплерентная (пионерная) стратегия. Она связана с крайне рискованным, но баснословно выгодным в случае удачи революционным решением. Как правило, это касается создания новых или радикального преобразования старых сегментов рынка. Наблюдать пионерную стратегию приходится не так часто из-за се кратковременной природы. Дело в том, что до того момента, когда удастся достичь решающих успехов, такая фирма больше походит на группу фанатиков-энтузиастов нового направления, чем на коммерческое предприятие. Если изобретатель преодолевает все трудности и закрепляется в созданной им же самим рыночной нише, он вынужден внутренне переродиться и стать предпринимателем. Роль эксплерентов заключается в разработке и внедрении достижений научно-технического прогресса.
Краткий обзор основных стратегий конкурентной борьбы показывает сложность сосуществования и взаимного дополнения компаний различного типа. В каждом случае действуют свои правила игры. Вторгаясь в соседний сегмент рынка, конкуренты наталкиваются на ожесточенное сопротивление, и не всегда отработанные приемы конкурентной борьбы оказываются достаточно эффективными. История изобилует фактами, когда мощные компании, применяющие стратегию виоленты, терпели поражение при попытках заняться специализированным производством. Их главный козырь — эффективность массового выпуска товаров — не срабатывал на узком рынке, там, где патиент легко удовлетворял особые запросы покупателей.
Выбор стратегии конкурентной борьбы в каждой отрасли не ограничивается одним видом. Кроме гигантов-виолентов в качестве субпоставщиков, изготавливающих отдельные узлы, выступают представители коммутантной стратегии. Высокая эффективность мелких компаний — явление распространенное. Они успешно действуют во многих подотраслях машиностроения. Опыт многих крупных корпораций свидетельствует о малой эффективности попыток изготавливать все самостоятельно до последнего болта. Второстепенным деталям обычно уделяется мало внимания, и они оказываются некачественными и дорогими. Мелкая фирма идеально приспособлена к решению подобных задач, к тому же она легко может быть заменена другим поставщиком, а значит, корпорации испытывают сильнейшую конкуренцию. Все фирмы стремятся занять определенную рыночную нишу, так как ситуация, когда две или несколько фирм занимают одну рыночную нишу, крайне неустойчива. Конкуренция обязательно выбраковывает более слабого, если он не занимает особую рыночную нишу.
Намечая направление своего развития, каждой фирме приходится решать две принципиальные задачи: во-первых, определить стратегию конкурентной борьбы и, во-вторых, подчинить все стороны своей деятельности тем правилам игры, которые диктует выбранная стратегия. Расширение выпуска продукции при прочих равных условиях выгодно при любой стратегии конкурентного поведения, но в реальной обстановке — это приоритетная цель виолента. У крупных фирм обычно велики постоянные издержки: проценты по займам, плата за землю, амортизационные отчисления и т.д. Эти расходы приходится нести независимо от того, сколько товаров в данный момент выпускает фирма. Если товаров продано маю, то груз постоянных издержек становится непомерно большим, приходится повышать цены, вследствие чего продукция становится неконкурентоспособной, поэтому виолент должен выпускать много продукции, иначе расходов не покрыть. Высокие прибыли фирмы-патиента обусловлены степенью уникальности его продукции, а не объемом производства. Патиент заинтересован в росте спроса на свою продукцию, но для него более важен выбор ассортимента продукции. Совершенно особое отношение к этой проблеме у фирмы-эксплерента. Первые образцы принципиально новых товаров изготавливаются в считанном количестве экземпляров. Но в случае успеха возможен взрывной рост спроса на рынке. Это самое уязвимое место таких фирм, поскольку крупные компании зачастую могут вытеснить их с рынка.
Особое место в условиях конкурентной борьбы отводится качеству выпускаемой продукции. Ориентация на массовый спрос равносильна среднему уровню качества. Но продукция, воспринимаемая как "дешевка", не находит широкого сбыта, несмотря на низкие цепы. Неуместна ориентация и на повышение спроса. Рынок таких товаров узок, и виоленту трудно проявить на нем свои сильные стороны. Для патиента товары высокого качества составляют основное поле деятельности. Именно в высших сегментах рынка образуется множество ниш, связанных с появлением узких групп потребителей, которых не устраивает стандартная продукция. Это создает основу для узкой специализации, так как состоятельные потребители оплачивают любые усовершенствования, вносимые по их желанию, а технологические секреты, обеспечивающие высокое качество, служат патиенту надежной защитой от вторжения конкурентов в элитный бизнес.
В сфере финансовой политики мир виолента представляет собой крупные доходы и расходы, масштабность финансируемых ими программ. Финансовые условия, в которых действуют патиенты, связаны с менее эластичным спросом, поэтому они вынуждены создавать значительные резервы. Финансовое положение коммутантов объективно слабое, что нередко служит поводом разорения. Во многих случаях денежные затраты заменяются личными предпринимательскими способностями руководства фирм.
Подводя итоги краткой характеристики основных стратегий конкурентной борьбы, можно сделать вывод, что наиболее важным в производственной сфере для виолента является успешный выпуск массовой продукции, для коммутанта — приспособление к местным условиям, для эксплерента — выпуск перспективных товаров.