Виды конфликтов
Ниже приведена классификация конфликтов по видам. Конфликты подразделяются:
1. По масштабу – на общие, охватывающие всю организацию, и парциальные, касающиеся ее отдельной части.
2. По стадиям развития – на зарождающиеся, зрелые и угасающие.
3. По степени осмысленности – на слепые и рациональные.
4. По формам протекания – на мирные и немирные.
5. По продолжительности – на кратковременные и затяжные, долгое время лихорадящие всю организацию. Затяжной конфликт способен вызвать кризис и в конечном итоге привести к разрушению организации или существенному изменению.
6. По отношению к отдельному субъекту – на внутренние и внешние. К первым относятся внутриличностные; ко вторым – межличностные; между личностью и группой; межгрупповые. Рассмотрим их подробнее.
Внутриличностные конфликты возникают, когда, например, необходимо сделать выбор между приемлемым и приемлемым (когда желательно то и другое, а нужно выбрать одно); неприемлемым и неприемлемым (из двух зол); приемлемым и неприемлемым (альтернативы, имеющие как позитивные, так и негативные последствия: отрицательные у приемлемого и положительные у неприемлемого). Такие конфликты возникают, например, в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями сотрудника, а также в ответ на противоречивые требования и т.д.
Внутриличностный конфликт может быть также обусловлен несовпадением внешних требований и внутренних позиций; неоднозначностью восприятия ситуации, целей и средств их достижения; потребностей и возможностей их удовлетворить; влечений и обязанностей; различного рода интересов и т.п.
В общем же случае чаще всего речь идет о "выборе в условиях изобилия" (мотивационный конфликт) или "выборе наименьшего зла" (ролевой конфликт).
Межличностные конфликты, как считается, на 75–80% порождаются столкновением материальных интересов субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, взглядов, моральных ценностей. Реагируя на ситуацию, человек действует в соответствии со своей позицией и особенностями характера. Поэтому различные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному.
Конфликты между личностью и группой в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и коллективных норм поведения, когда каждая сторона стремится доказать свою правоту.
Межгрупповые конфликты – это конфликты между группами, например, между формальной и неформальной. Они порождаются различиями во взглядах или интересах (прежде всего экономических). Конфликт интересов потенциально существует там, где один субъект зависит от другого (это справедливо прежде всего в условиях разделения труда) или не хватает ресурсов (тогда возникает стремление захватить их, ограничив других). В сложных ситуациях такой конфликт ведет к значительным экономическим потерям, а на психологическом уровне – к расколу организации на группировки.
Конфликт взглядов приводит лишь к опровержению точки зрения, к логическому тупику.
Реализация интересов людей всегда осуществляется с помощью власти. Поэтому за нее вступают в борьбу неформальные группы и коалиции. Обострение такой борьбы служит своего рода индикатором конфликта.
X. Уилмер утверждает, что конфликты порождаются стремлением к доминированию, борьбой за первенство в иерархии (т.е. за власть). Это стремление присуще всем людям и является одним из их ключевых свойств. Столкновения возникают между формальной и неформальной организацией, бюрократическими ограничениями и творческим подходом к делу и др.;
7. С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты подразделяются на горизонтальные и вертикальные. К первому виду относится, например, конфликт между отдельными направлениями деятельности организации; ко второму – между различными уровнями иерархии. Практика показывает, что число вертикальных конфликтов составляет 70–80%.
Переплетение внуnриорганизационных отношений на практике приводит к тому, что многие конфликты являются смешанными.
8. По сфере возникновения – на деловые, связанные с выполнением человеком должностных обязанностей, и личностные, затрагивающие его неофициальные отношения.
9. По распределению потерь и выигрышей между сторонами можно говорить о симметричных и асимметричных конфликтах. В первом случае они делятся примерно поровну; во втором – одни выигрывают (теряют) существенно больше, чем другие.
10. По степени внешнего проявления – на скрытые (латентные) и открытые. Латентность имеет место, если участники прячут конфликт от посторонних глаз, или он еще не "созрел". Открытый конфликт легче контролировать, поэтому он менее опасен; скрытый же может незаметно подтачивать основы коллектива, хотя внешне будет казаться, что все идет нормально. Это, естественно, затрудняет процесс его разрешения.
11. По направленности развития выделяют эмалируемые (разрастающиеся) и канализируемые конфликты.
12. В зависимости от количества причин, лежащих в основе, конфликты разделяют на однофакторные и многофакторные.
13. По последствиям – на конструктивные и деструктивные.
Конструктивные конфликты предполагают возможность рациональных
преобразований в организации, в результате чего устраняется сама их причина. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы, то становится деструктивным. Любой конфликт, если его своевременно не разрешить, превращается в деструктивный. Сначала он разрушает отношения между людьми, а затем дезорганизует систему управления. Во многом такое превращение связано с особенностями самих участников.
Новосибирские ученые Ф. Бородкин и Н. Коряк выделяют шесть типов "конфликтных" личностей, вольно или невольно провоцирующих дополнительные столкновения с окружающими. К ним относятся:
1) демонстративные – стремятся быть в центре внимания, поэтому становятся инициаторами споров;
2) ригидные – обладают завышенной самооценкой, не считаются с мнением других, обидчивые, склонные вымещать на них зло;
3) неуправляемые – отличаются импульсивностью, слабым самоконтролем; непредсказуемостью поведения, агрессивностью;
4) сверхточные – характеризуются излишней требовательностью, мнительностью, подозрительностью, мелочностью;
5) целенаправленно конфликтные – рассматривают столкновение как средство достижения собственных целей, склонны манипулировать окружающими в своих интересах;
6) бесконфликтные – стремятся всем угодить, тем самым только создают новые конфликты.
В то же время конфликтные личности, попав в благоприятную обстановку, часто не проявляют себя таковыми.