Совершение морских протестов
В сфере торгового мореплавания важное значение отводится морскому протесту, имеющему целью обеспечить доказательства для защиты нрав и законных интересов судовладельца в случаях, когда в период плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления судовладельцу имущественных требований. Происшествия, подтверждаемые совершаемыми морскими протестами, могут быть самыми разнообразными, например столкновение и навал судов, гибель судна, несвоевременная подача судна, утрата или повреждение груза, сжатие судна льдами, посадка на мель, повреждение портовых сооружений, поломка механизмов, оказание помощи и спасение на море, ураган, шторм, разлив нефти и т.д.
В соответствии со ст. 35, 38 Основ о нотариате правом на совершение морских протестов наделены нотариусы и консульские должностные лица. При этом нотариус уполномочен принимать заявление о морском протесте, сделанное в порту РФ, а консульское должностное лицо – заявление о морском протесте, сделанное в иностранном порту.
Порядок совершения морского протеста определен ст. 99–101 Основ о нотариате. Но главным образом этот порядок регулируется ст. 394–401 КТМ РФ. При совершении данного нотариального действия нотариусы и консульские должностные лица руководствуются также международными договорами и соглашениями РФ.
В соответствии с законодательством РФ заявление о морском протесте делается капитаном судна. В заявлении о морском протесте капитан судна описывает обстоятельства происшествия и меры, принятые им и экипажем судна для обеспечения сохранности вверенного имущества.
Заявление о протесте должно быть подано нотариусу или консульскому должностному лицу в установленные законом сроки, которые варьируются в зависимости от того, где произошло происшествие. Общие правила о сроках заявления о морском протесте сводятся к следующему. Если происшествие произошло в порту, то заявление о морском протесте делается в течение 24 ч с момента происшествия. Если во время плавания судна – то в течение 24 ч с момента прибытия судна или капитана судна (в случае гибели, захвата судна) в первый порт после происшествия. Вместе с тем в КТМ РФ названа ситуация, когда заявление о морском протесте может быть сделано с задержкой. Так, в случае если происшествие произошло во время плавания, заявление может быть сделано в момент прибытия судна или капитана судна в порт, не являющийся первым портом после происшествия, чтобы избежать значительных потерь времени и расходов, связанных с заходом в первый порт после происшествия. При этом в заявлении о морском протесте указываются причины, вследствие которых оказалось невозможным заявить протест в общие установленные сроки.
При приеме заявления капитана судна о морском протесте нотариус устанавливает время прибытия судна или капитана судна в порт и время происшествия. Время прибытия судна или капитана судна в порт и время происшествия устанавливаются нотариусом на основании записей в судовом журнале. Однако в случае гибели судового журнала время прибытия судна или капитана судна в порт определяется нотариусом по справке, выданной капитаном порта, а время происшествия – из заявления о морском протесте, в котором должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.
При наличии оснований предполагать, что в результате происшествия причинен ущерб находящемуся на судне грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков, а выгрузка груза может быть начата до подачи заявления только в случае крайней необходимости. О факте подачи заявления до открытия люков капитан судна указывает в заявлении. Данный факт проверяется нотариусом по показаниям свидетелей и по записям в судовом журнале и отражается в последующем в акте о морском протесте. При этом нотариус не обязан лично проверять сохранность пломб на грузовых люках судна.
Доказательством подтверждения обстоятельств, указанных в заявлении о морском протесте, является судовой журнал, передаваемый нотариусу капитаном судна одновременно с заявлением либо в срок не более чем семь дней с момента прибытия капитана или судна в порт, или происшествия, если оно имело место в порту. Вместе с судовым журналом передается и заверенная капитаном судна выписка из судового журнала в отношении фактов, изложенных в заявлении о морском протесте (об обстоятельствах происшествия, явившихся причиной для заявления, о мерах, принятых капитаном и экипажем судна для обеспечения сохранности вверенного имущества, о времени прибытия судна в порт, о состоянии люков до подачи заявления, о наличии крайней необходимости выгрузки судна до заявления и т.п.). В случае гибели судового журнала капитан судна передает нотариусу только заявление о морском протесте, в котором наряду с другими обстоятельствами излагаются, как уже отмечалось, обстоятельства и причины гибели судового журнала.
При составлении акта о морском протесте нотариус совершает следующие действия:
– знакомится с судовым журналом и выпиской из судового журнала;
– опрашивает капитана судна об обстоятельствах происшествия;
– проверяет соответствие фактов, изложенных в заявлении о морском протесте и имеющихся в судовом журнале и в выписке из него;
– в случае гибели судового журнала опрашивает свидетелей из членов экипажа судна, два из которых являются свидетелями из числа командного состава, а два – из числа судовой команды. В соответствии со ст. 52 КТМ РФ к командному составу судна кроме капитана относятся помощники капитана, механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи, а судовая команда состоит из лиц, не относящихся к командному составу судна. Капитаны и члены экипажа других судов не могут опрашиваться нотариусом в качестве таких свидетелей;
– при расхождении показаний капитана судна и свидетелей с записями в судовом журнале предлагает членам экипажа указать причины расхождений;
– при подаче заявления о морском протесте до открытия люков устанавливает данный факт на основании записей в судовом журнале и показаниям свидетелей;
– проверяет документы, подтверждающие принадлежность судна, его приписку и регистрацию.
При осуществлении названных действий нотариус лишь проверяет сообщенные ему сведения на основании судового журнала или заявления о морском протесте в случае гибели судового журнала, не оценивая при этом представленные доказательства.
На основании заявления капитана судна, данных судового журнала и произведенных опросов капитана судна и при необходимости других членов экипажа судна нотариус составляет акт о морском протесте, который представляет собой документ, в котором в более раскрытой форме излагаются краткие записи судового журнала и указываются обоснованные пояснения, подтвержденные показаниями свидетелей.
Действующее законодательство РФ не устанавливает требований к содержанию акта. В рамках нотариальной практики в акте о морском протесте указываются:
– дата составления;
– фамилия и инициалы нотариуса, совершающего акт, наименование его нотариального округа или государственной нотариальной конторы;
– название и флаг судна, его принадлежность, приписка, регистрационный номер;
– фамилия, имя, отчество, гражданство и место жительства капитана, сделавшего заявление;
– время прибытия судна или капитана судна (в случае гибели, захвата судна) в порт;
– время поступления от капитана заявления;
– дата, когда капитан представил нотариусу для обозрения судовой журнал;
– описание происшествия и принятых мер по заявлению капитана и записям судового журнала;
– описание доказательств, исследованных нотариусом;
– фамилии, имена, отчества, должности, гражданство, место жительства опрошенных лиц, ОГЛАВЛЕНИЕ их показаний;
– номер регистрации акта в реестре для регистрации нотариальных действий;
– размер взысканной государственной пошлины или нотариального тарифа.
Акт о морском протесте заверяется подписью нотариуса с проставлением оттиска его гербовой печати. Акт о морском протесте составляется в двух экземплярах, один из которых выдается капитану судна, а другой остается в делах нотариуса.