Системы здравоохранения в Российской Федерации
В настоящее время в России законодательно закреплены, функционируют, взаимно дополняя друг друга, три системы здравоохранения: государственная, муниципальная и частная. Ранее, в советский период, действовала одна система здравоохранения – государственная.
Развитию, наряду с государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения способствовало закрепление в 1993 г. соответствующих правовых норм в Основах законодательства.
К государственной системе здравоохранения относится уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (министерство), на который возложены функции разработки и реализации государственной политики в области охраны здоровья граждан. Кроме того, к этой системе относятся другие органы управления здравоохранением: министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органы управления данной сферой автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, иными словами – всех субъектов РФ, а также РАМН.
Все перечисленные органы управления и РАМН в пределах своей компетенции осуществляют меры по реализации государственной политики, выполнению программ в области развития здравоохранения и медицинской науки.
К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники, иные предприятия, учреждения, организации.
В государственную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями и организациями РФ помимо Минздравсоцразвития России, исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан (например, лечебно-профилактические учреждения Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранса России), Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России), Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации (МЧС России)).
Предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также федерального и региональных органов управления здравоохранением.
Основными задачами учреждений и организаций, входящих в состав государственной системы здравоохранения, являются управление данной отраслью, организация и проведение научно-исследовательской деятельности, организация и мониторинг санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также оказание гражданам специализированной, высокотехнологичной медицинской помощи.
К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, федерального и региональных органов управления здравоохранением, а также органов местного самоуправления.
Главные задачи учреждений и организаций данной системы здравоохранения – организация работы и управление деятельностью учреждений на муниципальном уровне, оказание населению преимущественно первичной медико-санитарной, а также отдельных видов специализированной медицинской помощи.
Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие своей системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.
Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет бюджетов всех уровней, целевых фондов и иных источников, не запрещенных законодательством.
К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.
В эту систему здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские и образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.
Деятельность учреждений частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, федерального и региональных органов управления здравоохранением и органов местного самоуправления.
Следует отметить, что функционирование в стране трех систем здравоохранения в настоящее время оправданно, поскольку способствует повышению качества и расширению рынка медицинских услуг, предоставляемых населению в условиях развития и совершенствования системы обязательного и добровольного медицинского страхования.