Система обеспечения пожарной безопасности
В соответствии с Федеральным законом “О пожарной безопасности” система обеспечения пожарной безопасности – это силы и средства, а также меры правового, организационного, экономического и социального характера, направленные на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения социального обслуживания и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Руководитель учреждения социального обслуживания осуществляет непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несет персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя: систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Система предотвращения пожара – это комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного указанным выше Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности и причинения вреда в результате пожара.
Исключение условий возникновения пожаров достигается недопущением в учреждении социального обслуживания условий образования горючей среды и (или) условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.
Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. Система противопожарной защиты должна обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.
Исходя из этого, системы обнаружения пожара (системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Наряду с этим здания и сооружения учреждения социального обслуживания должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения. Номенклатура, количество и места размещения первичных средств пожаротушения устанавливаются в зависимости от вида горючего материала, объемнопланировочных решений здания, сооружения или строения, параметров окружающей среды и мест размещения обслуживающего персонала и проживающих (обеспечиваемых). Кроме этого, здания и сооружения должны быть оснащены автоматическими установками пожаротушения в случаях, когда ликвидация пожара первичными средствами пожаротушения невозможна, а также в случаях, когда обслуживающий персонал находится в зданиях и сооружениях не круглосуточно.
Проведение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения о пожаре, первичных средств пожаротушения, а также работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций зданий и сооружений) подлежит обязательному лицензированию со стороны органов МЧС России.
Порядок установления и поддержания противопожарного режима на объектах учреждения социального обслуживания
Правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности, и тушение пожаров рассматриваются как противопожарный режим. В приложении 8 приведен порядок действий работников социального обслуживания при пожаре.
Требования организационного характера, определяющие действия граждан, должностных и юридических лиц по выполнению мер пожарной безопасности, заложены в Правилах пожарной безопасности*42, которые решением Правительства Российской Федерации выведены из сферы технического регулирования.
*42: {Приказ МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313 “Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)”.}
Исходя из этого, в каждом учреждении социального обслуживания внутренними распорядительными документами (приказами руководителя) устанавливается соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим.
На основании данных документов:
• определяются порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму с работниками учреждения, а также назначаются ответственные за их проведение;
• определяются и оборудуются места для курения;
• определяются места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях материальных и технических средств;
• устанавливается порядок уборки помещений повышенной опасности (горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды);
• определяется порядок обесточивания электрооборудования по окончании рабочего дня и в случае возникновения пожара;
• разрабатывается порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;
• определяется порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;
• разрабатывается порядок действий работников учреждения при обнаружении пожара и др.
В целях детализации данной работы разрабатываются и утверждаются инструкции о мерах пожарной безопасности на каждый объект.
В соответствии с пунктом 8 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) руководитель учреждения социального обслуживания своим приказом назначает должностных лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ в силу действующих нормативных правовых актов и иных актов должны выполнять соответствующие правила пожарной безопасности либо обеспечивать их соблюдение на определенных участках работ.
Для привлечения работников учреждения социального обслуживания к работе по предупреждению и борьбе с пожарами на объектах создаются пожарно-техническая комиссия и добровольные пожарные формирования.
В соответствии с действующим законодательством ответственность за обеспечение пожарной безопасности учреждения несет персонально его руководитель.
В рамках данных полномочий руководитель учреждения обязан:
• организовать изучение и обеспечить выполнение правил пожарной безопасности всеми работниками учреждения;
• установить на территории, в зданиях и сооружениях учреждения строгий противопожарный режим. Обеспечить соблюдение его всеми руководителями структурных подразделений, медицинским и обслуживающим персоналом, инженерно-техническими работниками, а также проживающими (обеспечиваемыми);
• ежегодно разрабатывать конкретные планы практических мероприятий по повышению уровня противопожарной защиты учреждения. Включать в планы совершенствования материально-технической базы учреждения противопожарные мероприятия;
• организовать разработку памяток для проживающих (обеспечиваемых) и инструкций по пожарной безопасности, исходя из особенностей пожарной опасности отдельных помещений, не допуская при этом снижения общих требований пожарной безопасности;
• назначить приказом лиц, ответственных за пожарную безопасность по каждому участку территории, зданию, сооружению, отделению, помещению, инженерной сети, установке и т. п.;
• организовать и утвердить приказами составы добровольной пожарной дружины и пожарно-технической комиссии, обеспечить их работу в соответствии с действующими нормативными документами;
• обеспечить круглосуточное дежурство обслуживающего персонала в зданиях и помещениях учреждении с постоянным пребыванием людей. Регулярно (но не реже одного раза в месяц) проверять качество несения дежурства сотрудниками охраны и ответственными дежурными из числа обслуживающего персонала, а также знание ими своих действий на случай пожара или иных чрезвычайных ситуаций. Обеспечить дежурных ручными электрическими фонарями;
• установить порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, место проведения инструктажа и занятий. Определить перечень должностных лиц, на которых возлагается проведение данной работы, а также порядок учета лиц, прошедших противопожарный инструктаж и обучение по программам пожарно-технического минимума;
• определить перечень должностей и структурных подразделений, работники которых должны проходить обучение по программе пожарно-технического минимума;
• обеспечить разработку (корректировку) планов эвакуации людей и материальных ценностей на случай пожара и инструкций к этим планам, проводить не реже одного раза в год практические занятия по их отработке;
• каждое здание, помещение, участок территории учреждения обеспечить необходимыми средствами пожаротушения, связи и сигнализации, наглядной агитацией, знаками безопасности, системами оповещения людей на случай пожара и ОГЛАВЛЕНИЕ их в постоянном исправном состоянии;
• обеспечить своевременное эксплуатационно-техническое обслуживание систем противопожарной защиты в сроки и объемах, предусмотренных инструкциями предприятий-изготовителей и действующими нормативными документами;
• приказом по учреждению определить порядок проведения огневых, огнеопасных и строительно-монтажных работ;
• обеспечить своевременное выполнение противопожарных мероприятий, предлагаемых органами государственного пожарного надзора.
Непосредственно организация работы по противопожарной безопасности в учреждении социального обслуживания приказом руководителя возлагается на инженера (старшего инженера) по пожарной безопасности. При отсутствии в штате учреждения указанной должности обязанности по пожарной безопасности возлагаются на инженера (специалиста) по охране труда с соответствующей выплатой компенсации.
Инженер (старший инженер) по пожарной безопасности руководит пожарно-профилактической работой, контролирует соблюдение действующих правил и норм по пожарной безопасности, а также установленного противопожарного режима в учреждении. Он подчиняется непосредственно руководителю учреждения и выполняет следующие функциональные обязанности:
• разрабатывает и ведет документацию по пожарной безопасности;
• вносит предложения в планы работы учреждения по обеспечению пожарной безопасности;
• участвует в разработке инструкций по пожарной безопасности;
• согласовывает инструкции о мерах по пожарной безопасности структурных подразделений учреждения;
• проводит вводный противопожарный инструктаж со всеми вновь принимаемыми на постоянную и временную работу;
• контролирует проведение противопожарных инструктажей и занятий по пожарно-техническому минимуму;
• участвует в организации и руководит подготовкой добровольных пожарных дружин и боевых расчетов;
• участвует в работе (выполняет функции секретаря) пожарно-технической комиссии;
• определяет потребность учреждения в первичных средствах пожаротушения, ведет их учет;
• контролирует наличие и ОГЛАВЛЕНИЕ первичных средств пожаротушения в подразделениях учреждения;
• осуществляет контроль за техническим состоянием и правильной эксплуатацией установок пожарной автоматики;
• проводит комплексные и выборочные проверки противопожарного состояния учреждения и его подразделений;
• участвует в расследовании причин происшедших пожаров;
• изучает и распространяет в учреждении передовой опыт пожарно-профилактической работы;
• проводит разъяснительную и воспитательную работу с работниками учреждения по вопросам пожарной безопасности; разрабатывает и вносит руководству учреждения предложения по улучшению состояния пожарной безопасности.
Кроме этого инженер (старший инженер) по пожарной безопасности учреждения участвует в рассмотрении проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт лечебных, лабораторных, производственных, складских и других помещений с целью определения ее соответствия требованиям норм и правил пожарной безопасности.
Ответственность за пожарную безопасность отделов, отделений, складов, мастерских, гаража, прачечной, пищеблока, котельной и других структурных подразделений учреждения социального обслуживания несут руководители этих подразделений. Исходя из этого, руководители структурных подразделений учреждения социального обслуживания по вопросам пожарной безопасности обязаны:
• обеспечить на вверенных участках строгое выполнение работниками, находящимися в их непосредственном подчинении, а также проживающими (обеспечиваемыми) мер пожарной безопасности;
• своевременно выполнять мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на закрепленном участке;
• следить за состоянием путей эвакуации, правильностью эксплуатации электроустановок, сетей, агрегатов и другого оборудования; обеспечить свободный доступ к ним;
• знать правила содержания и применения имеющихся на закрепленном участке средств пожаротушения, сигнализации и связи, следить за их постоянной готовностью к действию;
• производить проверку противопожарного состояния помещений перед их закрытием и принимать меры к устранению выявленных недостатков, отражая результаты проверки в журнале;
• следить за тем, чтобы после окончания работы проводилась уборка рабочих мест и помещений, отключалась электросеть, за исключением дежурного освещения и электроустановок, которые по условиям технологического регламента должны функционировать круглосуточно;
• разрабатывать для обеспечиваемых (проживающих) памятки по пожарной безопасности;
• не допускать к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж или показавших неудовлетворительные знания пожарной безопасности, а также не получивших зачет по безопасным методам работы;
• проводить первичный, повторные и внеплановые инструктажи по пожарной безопасности с подчиненными;
• участвовать в разработке планов эвакуации людей и материальных средств на случай возникновения пожара и в проведении (не реже одного раза в год) их практической отработки.
Руководитель и лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности в учреждении социального обслуживания, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Порядок обучения работников учреждения социального обслуживания мерам пожарной безопасности
Руководитель учреждения социального обслуживания обязан организовать проведение в учреждении противопожарной пропаганды, а также обучение работников мерам пожарной безопасности.
С этой целью приказом руководителя определяются порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму с работниками учреждения, а также назначаются ответственные лица за их проведение. Все работники учреждения социального обслуживания должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.
Все вопросы, связанные с организацией и проведением обучения пожарной безопасности с работниками учреждения социального обслуживания определены приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645 “Об утверждении Норм пожарной безопасности “Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций”.
Основными видами обучения работников учреждения социального обслуживания мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний. По характеру и времени проведения противопожарные инструктажи подразделяются на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.
Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в учреждении социального обслуживания проводится руководителем или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.
Обучение пожарно-техническому минимуму руководителя и специалистов учреждения социального обслуживания, которые имеют право проведения обучения работников учреждения, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности.
Для проведения проверки знаний требований пожарной безопасности работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в учреждении социального обслуживания без отрыва от производства, приказом (распоряжением) руководителя учреждения создается квалификационная комиссия в составе не менее трех человек, прошедших обучение и проверку знаний требований пожарной безопасности в установленном порядке. Специальные программы разрабатываются для каждой категории обучаемых с учетом специфики профессиональной деятельности работников и утверждаются руководителем учреждения.
Основными формами обучения и практической подготовки работников учреждения являются тренировки по эвакуации персонала и проживающих (обеспечиваемых) учреждения социального обслуживания при пожаре.
Основными задачами проведения противопожарных тренировок в учреждении являются:
• обучение работников учреждения умению идентифицировать исходное событие. Проверка готовности работников к эвакуации и проведению работ по тушению пожара и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
• поддержание на современном уровне профессиональной и психофизиологической подготовленности работников, необходимой для осуществления успешных действий по устранению нарушений в работе, связанных с пожарами и чрезвычайными ситуациями, а также по эвакуации работников, проживающих (обеспечиваемых) и материальных средств, предотвращению развития пожара, его локализации и ликвидации;
• обучение навыкам и действиям по своевременному предотвращению возможных аварий и повреждений оборудования, являющихся следствием воздействия опасных факторов пожара и чрезвычайных ситуаций, обучение правилам оказания доврачебной помощи пострадавшим на пожаре и при чрезвычайных ситуациях, правилам пользования индивидуальными средствами защиты;
• обучение порядку и правилам взаимодействия работников учреждения с пожарно-спасательными подразделениями и медицинским персоналом;
• выработка у работников навыков и способности самостоятельно, быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации при возникновении угрозы пожара или самого пожара, определять решающее направление действий и принимать правильные меры по предупреждению или ликвидации пожара;
• отработка организации немедленного вызова подразделений Государственной противопожарной службы (ГПС) и последующих действий при срабатывании установок автоматической противопожарной защиты, обнаружении задымления или пожара;
• обучение приемам и способам спасения и эвакуации людей и материальных ценностей;
• проверка результатов обучения работников и проживающих (обеспечиваемых) по вопросам пожарной безопасности;
• проверка знания работниками и проживающими (обеспечиваемыми) инструкций, применяемых в пожароопасных ситуациях. Практическая отработка рациональных приемов и методов использования имеющейся техники, стационарных установок пожаротушения;
• проверка правильности понимания работниками и проживающими (обеспечиваемыми) своих действий, осуществляемых в условиях пожара;
• проверка знания работниками и проживающими (обеспечиваемыми) мест расположения первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов, систем пожарной сигнализации и пожаротушения, дымоудаления и подпора воздуха, способов введения их в действие;
• проверка умения руководителя тушения пожара четко координировать действия участников ликвидации возможного (условного) пожара до прибытия подразделения ГПС.
Данный перечень не является исчерпывающим. Следовательно, руководитель учреждения социального обслуживания и лицо, ответственное за пожарную безопасность в учреждении, обязаны учитывать специфику объекта, включать дополнительные мероприятия или исключать такие, без которых, по их мнению, не снижается способность работников и проживающих (обеспечиваемых) решать задачи при возникновении пожара.
Анализ результатов предыдущих тренировок может выявить необходимость изменения программы или продолжительности тренировок.
Руководство организацией и проведением тренировок возлагается на руководителя учреждения социального обслуживания или ответственных за пожарную безопасность.