Региональное законодательство в системе правовых основ местного самоуправления
Закон о местном самоуправлении 2003 г. вступил в силу с 1 января 2009 г. и многие его положения реализовывались поэтапно в соответствии с предусмотренным в нем переходным периодом. Статья 85 этого Закона установила перечень, сроки и порядок осуществления правовых и организационных мероприятий, проводимых органами государственной власти и органами местного самоуправления с целью обеспечения реализации муниципальной реформы. В частности, определены перечень и сроки принятия нормативных правовых актов, необходимых для реализации данного Закона субъектами РФ. При этом, помимо принятия предусмотренных законодательных мер, субъекты РФ должны привести в соответствие с требованиями комментируемого Закона собственное законодательство.
Одним из концептуальных принципов Закона о местном самоуправлении 2003 г. является установление возможности регулирования местного самоуправления региональным законодательством только в определенных этим Законом случаях. Так, законами субъектов РФ осуществляется:
— наделение муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
— установление и изменение границ территорий муниципальных образований (п. 2 ст. 10);
— наделение городского поселения статусом городского округа (п. 2 ст. 11);
— преобразование муниципальных образований (п. 2 ст. 13);
— изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа (п. 7 ст. 13);
— упразднение поселений по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или федеральных органов государственной власти (п. 2 ст. 13.1);
— создание вновь образованных поселений на межселенных территориях по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или федеральных органов государственной власти (п. 1 ст. 13.2);
— наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ (п. 2 ст. 19);
— определение порядка подготовки и проведения местного референдума (ст. 22);
— установление гарантий избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядка назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов (п. 3 ст. 23); видов избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядка их применения (п. 3 ст. 23);
— установление наименований представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) (п. 3 ст. 34);
— установление полномочий представительных органов муниципальных образований (п. 11 ст. 35), главы местной администрации (п. 6 ст. 43);
— определение условий контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 37);
— определение порядка формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований (п. 3 ст. 39);
— установление гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления (п. 5.1 ст. 40);
— правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы (ст. 42);
— установление требований по формированию, утверждению, исполнению местного бюджета и контролю за его исполнением (п. 3 ст. 52);
— установление налоговых ставок и нормативов отчислений по зачисляемым в местный бюджет доходам от региональных налогов и сборов (п. 1,2 ст. 58);
— распределение дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений и (или) заменяющие данные дотации дополнительные нормативы отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджеты поселений (п. 2 ст. 60);
— определение порядка расчета дополнительными нормативами отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (п. 2 ст. 60);
— определение порядка образования районных и региональных фондов финансовой поддержки поселений и предоставления из них дотаций (п. 4 ст. 60, п. 2 ст. 61);
— распределение дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и (или) заменяющие данные дотации дополнительные нормативы отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты муниципальных районов (городских округов) (п. 3 ст. 61);
— определение порядка расчета уровня бюджетной обеспеченности поселений в отчетном финансовом году, определения размеров указанных субвенций, централизации части доходов от местных налогов и сборов и (или) снижения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов (п. 5 ст. 60, п. 4 ст. 61);
— распределение субсидий из фонда муниципального развития между муниципальными образованиями; целевое назначение, условия предоставления и расходования указанных субсидий; методика отбора муниципальных образований для предоставления субсидий (п. 1,2 ст. 62).
В настоящее время с учетом требований федерального законодательства полностью пересматриваются, а нередко и отменяются региональные законы о местном самоуправлении. Значительные изменения претерпевают законодательные акты, предусматривающие наделение отдельными государственными полномочиями, законы о финансовых основах местного самоуправления, о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о порядке регистрации уставов муниципальных образований, о собраниях и сходах граждан, о территориальном общественном самоуправлении, об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. До внесения соответствующих корректив указанные региональные нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей Закону о местном самоуправлении 2003 г.
Сегодня можно с уверенностью говорить о существенной активизации работы в субъектах РФ по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным законодательством.