Работы последователей Жана Пиаже
Многие работы последователей Ж. Пиаже (А. Деметриу, Р. Кейс, X. Паскуаль-Леоне, Λ. Н. Перре-Клермон, К. Фишер и др.) были сосредоточены на изучении возможностей влияния на умственное развитие детей младшего и подросткового возраста, когда происходит переход от конкретных операций к формальным операциям. В них было показано, что для эффективного развития интеллекта необходимо не пошаговое решение умственных задач – феноменов (и, соответственно, обретение умственных навыков), описанных для каждого возраста еще Ж. Пиаже, а указание ребенку на существование структурных отношений. В последнем случае дети могут самостоятельно сконструировать собственную активность, которая будет причиной интеллектуального изменения. В этом смысле успешный педагог (психолог) должен правильно подбирать ситуации, которые способствуют аккомодации, т.е. ситуации, в которых ребенок ощущает нехватку имеющихся у него стратегий и с помощью вербальных средств переходит на новый уровень развития. Со всей яркостью здесь можно видеть диалектичность подхода Ж. Пиаже, в котором ассимиляция сама по себе не приводит к развитию, как и аккомодация (которая сама по себе является обусловливанием), но лишь соединение этих процессов субъектом приводит к адаптации.
Ведущий клинический психолог Израиля Р. Фуерштайн, синтезировав теории Л. С. Выготского и Ж. Пиаже, разработал метод интерактивного тестирования. Суть его состоит в том, что во время тестирования (как и в клинической беседе Ж. Пиаже) взрослый воздерживается от демонстрации ребенку алгоритмов решения проблемы. Вместо этого внимание ребенка переключается на проблемные когнитивные привычки, которые мешают выполнять задание: рассмотрение задачи лишь с одной точки зрения; неиспользование словаря, который мог бы помочь ребенку решить проблему; блуждающее внимание и т.п. По разнице между изначальными попытками ребенка и достигнутым результатом после такого вмешательства взрослого, согласно Р. Фуерштайну, можно оценить зону ближайшего развития ребенка. На основании этой модели была создана двухлетняя программа, которая применялась для работы со старшими школьниками. Цель программы – обогащение арсенала культурных средств, имеющихся у подростков. Фуерштайн выделил следующие основные сложности детей, связанные с получением информации: плавающее восприятие; незапланированное, несистематичное исследовательское поведение; недостаток вербальных средств различения эмоций; недостаток пространственной ориентации; недостаток временных представлений; неумение рассматривать одновременно два и более источника информации. Эти же сложности проявляются и на этапе обработки информации: неадекватное определение проблемы; невозможность отбора значимой информации, отделение ее от несущественной; суженность сознания; мозаичное видение мира; слабость интериоризации; слабость планирования поведения и др. Аналогичные трудности присутствуют и на этапе реализации действия: эгоцентрическое общение; приверженность методу проб и ошибок; импульсивность поведения и др. На занятиях дети усваивали не способ решения конкретной задачи, а овладевали средствами управления собственным сознанием. Интересно то, что помимо достижений в учебе, по которым экспериментальная группа подростков опередила сверстников из контрольной группы, зона ближайшего развития расширилась у подростков из контрольной группы всего на два месяца, а у подростков из экспериментальной – на год.
Интерпретация полученных данных состоит в том, что программа по овладению культурными средствами повлияла прежде всего на текучий интеллект. Проведенные исследования показали, что прогноз, построенный на основании заданий в зоне ближайшего развития ребенка, является более достоверным, чем стандартизованные тесты. Более того, обучение, которое проводится в зоне ближайшего развития ребенка, позволяет не только развить его актуальные возможности, но и расширить его потенциал.