Профессиональный контроль за деятельностью нотариуса

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Основ о нотариате контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют Минюст России и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, – нотариальные палаты субъектов РФ. В рамках реформирования института нотариата предусматривается усиление контроля за деятельностью частнопрактикующих нотариусов, наделив правом по осуществлению такого контроля не только нотариальные палаты в субъектах РФ, но и территориальные органы Минюста России.

Результаты профессионального контроля за деятельностью нотариусов не только характеризуют деятельность каждого нотариуса, но и важны для определения типичных ошибок, совершаемых нотариусами, для установления причин, приводящих к возникновению таких ошибок, для распространения положительного опыта нотариусов и для конкретизации форм содействия развитию профессиональной нотариальной деятельности.

К сожалению, Основы о нотариате не конкретизируют ОГЛАВЛЕНИЕ и объем контроля. Однако исходя из буквального толкования положений Основ о нотариате, представляется, что профессиональный контроль за деятельностью нотариуса имеет целью обеспечить проверку исполнения нотариусом всех его полномочий, вытекающих из профессиональных обязанностей, за исключением проверки законности совершения или отказа в совершении нотариальных действий.

Составной частью профессионального контроля за деятельностью нотариуса является контроль за осуществлением нотариального делопроизводства. В отношении нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, такой контроль осуществляется Минюстом России и его территориальными органами, а в отношении частнопрактикующих нотариусов в соответствии со ст. 9 Основ о нотариате и п. 5 Правил нотариального делопроизводства контроль отнесен к совместному ведению территориальных органов юстиции и нотариальных палат субъектов РФ.

Основы о нотариате устанавливают периодичность проведения проверки организации работы нотариуса: один раз в четыре года. При этом первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями. Вместе с тем субъектам РФ предоставлено право устанавливать иные сроки проведения таких проверок.

При проведении проверки нотариусы обязаны представлять проверяющим лицам сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Кроме того, на основании ст. 28 Основ о нотариате нотариальная палата может истребовать у частнопрактикующего нотариуса или у лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, сведения о совершенных нотариальных действиях, иные документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности нотариуса, а в необходимых случаях – личные объяснения, в том числе по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики и по поводу выявленных при проверке нарушений и недостатков.

Поскольку Основы о нотариате не конкретизируют порядок проведения проверки деятельности нотариуса, для оказания практической помощи нотариальным палатам субъектов РФ ФПП были подготовлены и утверждены решением правления ФНП (протокол № 04/05 от 17.06.2005) Методические рекомендации по проведению проверки исполнения нотариусом, занимающимся частной практикой, профессиональных обязанностей.

С учетом общих положений Основ о нотариате и п. 4 указанных Методических рекомендаций предметом контроля профессиональной деятельности нотариуса является выполнение нотариусом следующих возложенных на него законом обязанностей:

– по наличию помещения для совершения нотариальных действий;

– страхованию профессиональной ответственности;

– повышению профессиональных знаний;

– организации деятельности нотариуса и условиям труда в его конторе;

– соответствию печати нотариуса и содержащейся на ней информации установленным требованиям;

– ведению бухгалтерской и статистической отчетности, правильности взысканного нотариального тарифа на основании документов, подтверждающих расчеты нотариуса с физическими и юридическими лицами;

– правильности и своевременности уплаты членских взносов, налогов и иных обязательных платежей;

– ведению нотариального делопроизводства и содержанию архива;

– ведению реестра нотариальных действий;

– соблюдению тайны нотариальных действий;

– выполнению требований устава нотариальной палаты, решений собраний членов нотариальной палаты и правления нотариальной палаты, Профессионального кодекса нотариусов РФ;

– рассмотрению обращений, запросов и жалоб, поступивших в адрес нотариуса;

– выполнению других обязанностей нотариуса.

Вместе с тем не может быть предметом контроля профессиональной деятельности нотариуса со стороны нотариальных палат проверка законности совершенных нотариусом нотариальных действий в силу того, что нотариус при совершении нотариальных действий независим и руководствуется только нормами законодательных актов.

Для проведения проверок профессиональной деятельности нотариусов нотариальные палаты формируют комиссии (рабочие группы). При осуществлении контроля за нотариальным делопроизводством такие комиссии формируются совместно территориальным органом юстиции и нотариальной палатой.

Согласно упомянутым Методическим рекомендациям проверки профессиональной деятельности подразделяются на плановые, внеплановые и повторные. Вместе с тем необходимо отметить, что Основы о нотариате предусматривают возможность проведения только плановой проверки. Ни о какой внеплановой или повторной проверке организации деятельности нотариуса в ст. 34 Основ о нотариате не упоминается. О возможности проведения внеплановой проверки говорится в п. 203 Правил нотариального делопроизводства, но лишь в отношении проверки исполнения нотариусом указанных Правил.

В ходе проведения плановой проверки осуществляется проверка всех вопросов организации деятельности нотариуса. Такие проверки проводятся в соответствии с графиками, которые ежегодно утверждаются локальными нормативными актами нотариальных палат субъектов РФ.

Основанием для проведения внеплановой проверки исполнения нотариусом Правил нотариального делопроизводства являются поступившие в территориальный орган юстиции или в нотариальную палату заявления, жалобы, письма или иные обращения граждан и организаций, содержащие сведения о нарушении нотариусом Правил нотариального делопроизводства. Решение о проведении внеплановой проверки принимается территориальным органом юстиции и нотариальной палатой. Нотариус, подлежащий проверке, извещается о дате проведения проверки не позднее чем за пять рабочих дней до намеченной даты.

Результаты проверки профессиональной деятельности нотариуса оформляются актом проверки, который составляется в трех экземплярах и подписывается всеми членами комиссии и нотариусом, деятельность которого проверялась. По результатам проверки в отношении нотариуса, допустившего в своей деятельности нарушения законодательства, нотариальной палатой может быть принято решение об обращении в суд с иском о лишении этого нотариуса права нотариальной деятельности.

По истечении календарного года материалы проверок профессиональной деятельности нотариусов обобщаются и публикуются нотариальной палатой с анализом допущенных нарушений законодательства и причин, породивших их.