Проблемы управления водными ресурсами
Актуальной проблемой регулирования охраны и использования вод становится поиск своего места в новых условиях водопользования государственно-общественных образований на базе бассейнов рек и иных водных ресурсов. Под водными ресурсами в ВК понимаются поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы. На эффективность правовой охраны вод отражаются, прежде всего, механизмы управления водными ресурсами, среди которых значительная роль принадлежит бассейновым округам и бассейновым советам. Бассейновый подход к управлению охраной вод служит принципом эффективного регулирования водных отношений и охраны вод.
Бассейновые округа, состоящие из речных бассейнов и связанных с ними подземных вод и морей, как единицы управления использованием и охраной вод существовали в системе министерств водного хозяйства (1970–1980-е гг.), экологии (начало 1990-х гг.), комитетов по водным ресурсам. Законодательное закрепление Балтийского, Кубанского, Окского, Иртышского, Енисейского, Ленского, Амурского и других (всего их двадцать) бассейновых округов придает им правовой стабильности, легитимности и способствует официальному включению в систему управления использованием и охраной вод. Учреждение и функционирование бассейновых округов, создание на их базе бассейновых советов и заключение бассейновых соглашений являются оптимальной найденной государственно-общественной формой управления водными ресурсами.
Бассейновые советы создавались и функционировали ряд десятилетий на общественных и договорных началах, они наделены соответствующими полномочиями рекомендательного (при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов, на иных стадиях управления водными ресурсами) характера. В состав бассейновых советов входят представители Росводресурсов, субъектов РФ, органов местного самоуправления, водопользователи, общественность.
Практика функционирования бассейновых советов показывает, что их авторитет, значение и роль в управлении водными ресурсами определяются должностным положением, профессионализмом, компетентностью и активностью представителей органов власти и общественных организаций, делегированных в советы. Создание и легитимация бассейновых советов не означает подмену ими государственных бассейновых органов управления водным фондом, но подкрепляет их и приближает к оптимальной системе сочетания государства, местного самоуправления и элементов гражданского общества.
На основе ст. 33 ВК разрабатываются федеральная, бассейновые и территориальные схемы комплексного использования и охраны водных объектов в соответствии с Методическими указаниями по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов, утвержденными приказом Минприроды России от 04.07.2007 № 169.
Схемы являются информационной основой для выбора актуальных эффективных решений при разработке, планировании и осуществлении федеральных, бассейновых и территориальных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, для установления лимитов субъектам РФ по водопотреблению и водоотведению. Они призваны служить комплексным документом учета и сочетания публичных и частных интересов, страны и ее регионов в области водопользования, поэтому так важны их составляющие, особенно в федеральной схеме. Составление, а главное, реализация схем наталкиваются на серьезные проблемы теоретического и практического характера.
Федеральная схема составляется на всю территорию РФ в разрезе бассейнов основных рек и субъектов РФ в целях определения принципиальных направлений развития водного хозяйства страны. В федеральной схеме, и в этом проявляется общероссийский, порой международный, публичный характер водопользования, разрабатываются мероприятия по удовлетворению потребностей населения в водных ресурсах, обеспечению рационального использования и охраны водных объектов, предотвращению и ликвидации вредного воздействия вод; принципы экономического регулирования использования и охраны водных объектов и их биологических ресурсов, совершенствование системы мониторинга водных объектов по количественным и качественным показателям, структура базы данных по использованию и охране водных ресурсов; устанавливаются водные объекты с напряженной водохозяйственной и экологической обстановкой, для детального рассмотрения в бассейновых и территориальных схемах комплексного использования и охраны водных ресурсов, обосновываются нормы водопотребления и водоотведения в увязке с положением Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации.
Бассейновые схемы составляются для бассейнов рек РФ с напряженной водохозяйственной обстановкой и для бассейнов трансграничных рек. В них на основе анализа объема и качества водных ресурсов бассейна, их изменения в результате антропогенной деятельности, водообеспеченности отраслей экономики, в увязке с положениями региональных схем расселения, состояния природных водных экосистем разрабатываются мероприятия:
– по удовлетворению потребностей населения и отраслей экономики в водных ресурсах с приоритетом питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
– увеличению располагаемых водных ресурсов в зонах с их дефицитом;
– защите водных объектов от загрязнения и истощения;
– предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод, определяются объемы специальных попусков и безвозвратного водопотребления, соответствующие экологическим требованиям.
Схемы бассейнов трансграничных рек разрабатываются в соответствии с международными договорами РФ. межправительственными соглашениями и утверждаются Правительством РФ. Обострение на евразийском пространстве водных проблем актуализирует международную проблему комплексного сбалансированного использования и охраны вод. У России смежные и транснациональные водные объекты с Китаем – Амур, Иртыш, с Украиной – Днепр, Азовское море, с Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей – Балтийское море и др. Выработка совместных программ водопотребления затрудняется ввиду несовпадения в ряде водотоков национальных интересов.
Территориальные схемы разрабатываются с учетом предложений бассейновых схем, программ развития соответствующих территорий, для решения комплекса водохозяйственных и водоохранных проблем на территории одного или нескольких субъектов РФ. Состав, задачи и порядок разработки территориальных схем устанавливаются органами исполнительной власти РФ, с учетом предложений территориальных органов Минприроды России и Росводресурсов. После прохождения государственной экологической экспертизы схемы бассейнов рек утверждаются по согласованию с Минэкономразвития России и другими заинтересованными министерствами, службами, агентствами и ведомствами.
Совмещение и учет различных схем, подчинение их единой цели представляют значительную сложность. Водохозяйственные и водоохранные мероприятия, намечаемые в схемах комплексного использования и охраны водных объектов, осуществляются через федеральные, бассейновые и территориальные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов и используются для установления лимитов водопотребления, водоотведения и экологических попусков. Согласованными правовыми актами должны определяться показатели, сроки, масштабы финансирования указанных водных мероприятий, ответственные за их исполнение, что в конечном счете зависит от состояния исполнительской дисциплины и финансирования намеченных программ.
Указанные схемы являются российским изобретением и внедряются с помощью российских специалистов в Сирии, Иране, Ираке, Ливане, Тунисе. Проблемой их реализации в России является, во-первых, многостадийность, дороговизна и сложность составления, согласования, экспертизы схем на каждый бассейн, где количество документов превышает десятки томов; во-вторых, насколько тщательно составленная и легально утвержденная схема может реально использоваться и влиять на водопотребление, не реагируя на изменения экономической, социальной, водной, экологической обстановки? Будущее покажет, насколько предусмотренные в федеральном законе положения будут востребованы практикой и не останутся пожеланиями.