Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами Российской системы предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения.
Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий предотвращающих чрезвычайные ситуации и урон от них, в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация.
Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения, так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них проводится по следующим направлениям:
• мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
• рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
• предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;
• предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
• разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;
• подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
• декларирование промышленной безопасности;
• лицензирование деятельности опасных производственных объектов;
• страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации
• опасного производственного объекта;
• проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
• государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;
• информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
• подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Реализация перечисленных направлений осуществляется путем планирования и выполнения соответствующих мероприятий.
Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования – в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т. п.), являющихся источниками чрезвычайных ситуаций, а также динамики развития чрезвычайных ситуаций, определения их масштабов в целях решения задач предупреждения и организации ликвидации последствий.
Деятельность по мониторингу и прогнозированию осуществляется Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством обороны РФ, Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Министерством промышленности и торговли РФ, Министерством энергетики РФ, Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
В целом система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций представляет собой ряд в определенной мере самостоятельных и одновременно взаимосвязанных организационно и функционально межведомственных, ведомственных и территориальных систем, к которым можно отнести:
• Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России (Центр “Антистихия”);
• региональные и территориальные центры мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе соответствующих органов управления ГОЧС;
• сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации;
• Единую государственную автоматизированную систему радиационного контроля;
• Единую государственную систему экологического мониторинга;
• специальные центры и учреждения, подведомственные исполнительным органам субъектов РФ и органам местного самоуправления.
Общий порядок функционирования системы мониторинга и прогнозирования определяется Положением о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а ее отдельных звеньев и элементов – положениями, утвержденными соответствующими федеральными министерствами, ведомствами, региональными и территориальными органами управления ГОЧС.
В настоящее время весьма эффективным мероприятием по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера является декларирование промышленной безопасности.
Декларирование промышленной безопасности предполагает обследование объекта и составление документа “Декларация промышленной безопасности”, в котором оценивается характер и масштабы возможных чрезвычайных ситуаций на объекте, их опасность для персонала объекта и населения, комплекс мероприятий по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий. Декларация промышленной безопасности представляется надзорным органам в качестве обязательного элемента для получения лицензии на эксплуатацию объекта, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления для информирования о проделанной работе.
Основы декларирования промышленной безопасности опасных производств определяет Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”.
Рекомендации по организации процесса декларирования и требования к структуре и содержанию декларации безопасности представлены в методике “Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений”, утвержденной приказом Ростехнадзора от 29.11.2005 № 893.
Лицензирование деятельности опасных производственных объектов является составной частью социально-экономического механизма обеспечения безопасности населения и защиты окружающей среды от аварий на потенциально опасных промышленных объектах.
Государственная стратегия в области лицензирования деятельности определена Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, а также подзаконными актами в свете требований данного закона.
Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Среди перечня видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, значительное место занимают объекты, нарушение порядка эксплуатации которых может привести к чрезвычайным ситуациям.
Лицензирование деятельности в соответствии с настоящим законом осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Такими органами являются Ростехнадзор, Госпожнадзор, Роспотребнадзор, транспортные инспекции и др.
Лицензирование деятельности в комплексе с мероприятиями по декларированию безопасности и страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта способствует предупреждению аварий и катастроф техногенного и биолого-социального характера и уменьшению их масштабов.
Наиболее широко применяемым механизмом возмещения ущерба во всем мире, а в последнее время и в России, является страхование.
Страхование–это особая форма финансовых перераспределительных отношений, направленная на создание специальных денежных резервов для возмещения ущерба, возникающего при непредвиденных событиях. Одним из видов страхования является страхование ответственности за причинение вреда имуществу, жизни и здоровью людей и природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте.
Обязательное страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и природной среде непосредственно ввел Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”. Для регулирования отношений, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте был принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 725-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте”.
Целью этого страхования является повышение промышленной безопасности путем использования экономического механизма компенсации вреда, причиненного жизни и здоровью, имуществу и природной среде в результате аварий при эксплуатации опасных производственных объектов, а также защита имущественных интересов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на случай таких аварий.
В соответствии с Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” проектные решения по предупреждению чрезвычайных ситуаций подлежат государственной экспертизе в области защиты населения и территорий. Цель экспертизы – выявление степени соответствия объектов экспертизы установленным нормам, стандартам и правилам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также и в области проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.
Контрольные вопросы
1. Что такое чрезвычайная ситуация?
2. Как классифицируются чрезвычайные ситуации?
3. Как подразделяются очаги поражения?
4. Какие характеристики имеет очаг ядерного поражения?
5. Что понимается под зоной заражения?
6. Что такое предупреждение чрезвычайных ситуаций?
7. Что входит в комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций?
8. По каким направлениям проводится предупреждение чрезвычайных ситуаций?
9. Какие органы исполнительной власти РФ принимают участие в мониторинге и прогнозировании чрезвычайных ситуаций?
10. С какой целью разрабатывается декларация промышленной безопасности?
11. Что такое лицензия на деятельность?
12. С какой целью проводится страхование ответственности владельца за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте?
13. С какой целью проводится экспертиза в области защиты населения и территорий?