Последующие этапы расследования
Расследование на последующих этапах начинается с предъявления обвинения в коррупционном преступлении. В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого должно быть указано, что субъект являлся должностным лицом или занимал служебное положение, которое он использовал при совершении инкриминируемого деяния. При этом целесообразна ссылка на нормативные акты, определяющие статус обвиняемого. Аналогичным образом при описании содержания преступных действий следует указывать, какие нормативные предписания были нарушены, какими нормативными актами они закреплены и в чем заключалась корыстная или иная личная заинтересованность обвиняемого.
Подготовка к предъявлению обвинения включает в себя прогнозирование поведения стороны защиты с учетом данных о поведении на предыдущих этапах. Они собираются при изучении личных дел, характеристик, приказов, иных документов, содержащих сведения об отношении обвиняемых к своей деятельности, ее результатах (допускавшихся нарушениях, достижениях и т.д.), а также о взаимоотношениях с коллегами и другими лицами. Названные сведения могут быть получены и при проведении допросов соучастников, свидетелей из числа сослуживцев, знакомых, близких обвиняемого, а также лиц, обращавшихся к нему как к должностному лицу. При производстве следственных действий с участием таких субъектов оцениваются полнота и достоверность сообщаемой ими информации, скорость и объективность оценки сложившейся ситуации, способность быстро давать объяснения по предъявленным фактам, уклоняться от обсуждения определенных тем, признавать собственные ошибки и т.д. Данные о перечисленных и других свойствах личности обвиняемого в коррупционных преступлениях могут быть получены и проверены и в ходе оперативно-разыскных мероприятий.
При моделировании возможного поведения обвиняемого учитываются показания, которые он давал в ходе предшествующих допросов, а также информация об оказании им воздействия на соучастников, свидетелей, о попытках использования административного ресурса для оказания давления на участников расследования, реализации других актов противодействия.
На основе такой информации выдвигаются версии о возможном противодействии и его содержании. С учетом этого составляется мысленный или письменный план допроса обвиняемых. В плане необходимо предусмотреть различные варианты развития ситуации, возможности разрешения проблем с помощью единичных тактических приемов, методов, неоднократное или разовое их использование, изменение последовательности и формы реализации. Допрос обвиняемых данной категории проводится с помощью тактических приемов, связанных с предъявлением документов, изобличающих допрашиваемого. Это обусловлено особенностями обстановки, способов совершения и механизма следообразования коррупционных преступлений.
Обвиняемые в совершении коррупционных преступлений не часто выдвигают алиби, поскольку факты выполнения ими должностных или служебных действий подтверждаются утвержденными, завизированными документами. Значительная часть таких обвиняемых отрицает факт контакта с посредниками, инициаторами передачи незаконного вознаграждения. В подобных ситуациях возможно предъявление обвиняемому показаний свидетелей из числа посетителей, сотрудников, вспомогательного и обслуживающего персонала, находившихся в интересующее следствие время в том месте, где происходил оспариваемый контакт. Допрашиваемым, избравшим такое направление противодействия, предъявляются протоколы осмотра места происшествия и допросов свидетелей, в которых содержатся совпадающие данные об условиях обстановки оспариваемой встречи.
Обвиняемые, которым нарушения установленных правил, принятой процедуры выполнения должностных или служебных полномочий не инкриминируются, ссылаются на этот факт, отрицая получение незаконного вознаграждения. В подобных случаях целесообразно предъявление допрашиваемому документов, свидетельствующих о его значительных расходах после получения незаконного вознаграждения, показаний свидетелей, знающих об обстоятельствах события со слов его участников или третьих лиц.
Обвиняемые в нарушении правил и порядка выполнения должностных и служебных действий нередко заявляют, что были введены в заблуждение подчиненными, уверившими их в строгом соблюдении действующих требований. Такие показания могут опровергаться документами с резолюциями, указаниями допрашиваемого о выполнении должностных действий вопреки установленным правилам, а также доказательствами того, что злоупотребления были допущены после личных встреч с посредником пли субъектом, в пользу которого выполнялись действия, противоречащие интересам службы допрашиваемого. Возможна также демонстрация обвиняемому других завизированных им документов, отражающих выполнение аналогичных операций, но с соблюдением всех нормативных установлений.
По уголовным делам о групповых преступлениях рекомендуется сначала предъявлять обвинение тем лицам, которые раскаиваются в содеянном, имеют сомнения в правильности избранной позиции оказания противодействия, склонны к сотрудничеству со следствием. Им может предъявляться совокупность доказательств в сочетании с приемом форсирования (ускорения темпа) допроса.
Интеллектуально развитым субъектам, обладающим способностями, позволяющими правильно оценивать сложившуюся ситуацию, но в то же время отличающимся упрямством, испытывающим недоверие к доводам следствия, доказательства могут предъявляться с нарастающей силой.
Возможна реализация и других приемов преодоления противодействия: обращение к позитивным и негативным качествам допрашиваемого, использование противоречий и конфликтных отношений между соучастниками, демонстрация преимуществ сотрудничества со следствием и недостижимости цели полного или частичного уклонения от ответственности, обращение к практике допрашиваемого или другого лица и т.д.
Для преодоления наиболее упорного противодействия проводятся специальные тактические операции, представляющие собой систему оперативно-разыскных и следственных действий, таких как допросы обвиняемых, обыски по месту их жительства и работы, выемки, контроль телефонных и иных переговоров, разнообразные экспертизы и документальные проверки, допросы свидетелей, специалистов и т.п.
Проверка обоснованности предъявляемого обвинения предполагает обязательное выдвижение и проверку версии о невиновности обвиняемого, независимо от того, признает он свою виновность или нет.
Все доводы обвиняемых должны быть полностью проверены путем проведения следственных действий для получения информации из новых источников и установления достоверности уже имеющихся доказательств. Все собранные доказательства должны быть объективно оценены. Признание обвиняемым своей вины подлежит критической оценке с позиции выявления признаков возможного оговора и (или) самооговора. Кроме типичных признаков этой разновидности недостоверных показаний (отсутствие деталей, эмоциональная бледность, наличие противоречий и т.д.) могут быть выделены следующие характерные черты: несоответствие свойств личности обвиняемого качествам, отразившимся в инкриминируемом ему преступлении; поступление сообщения о коррумпированности обвиняемого после его участия в разоблачении злоупотреблений других субъектов; факты фальсификации документов, подписей и резолюций обвиняемого.
Элемент проверки обоснованности обвинения - выявление всех эпизодов коррупционной деятельности. Для этого проводятся документальные проверки отдельных направлений деятельности обвиняемых, изучаются отражающие ее документы, материалы, имеющиеся в правоохранительных органах и т.п. Полученные данные целесообразно сопоставлять со сведениями о доходах обвиняемых в период выполнения сомнительных операций, а также с информацией о материальных затратах должностных лиц в указанное время.
Данные о других эпизодах коррупционных преступлений могут быть получены в ходе допросов самих обвиняемых, а также свидетелей из числа лиц, обращавшихся к ним с просьбами, ходатайствами либо присутствовавших при совершении должностных, служебных злоупотреблений или знающих об этом со слов других лиц.
Важной задачей расследования является установление всех участников преступлений, внутренних и внешних коррупционных связей обвиняемых. К первым относятся отношения между коррумпированными сослуживцами. Они устанавливаются посредством изучения обстоятельств выявленных коррупционных преступлений, оценки возможности их совершения без участия других лиц, в обязанности которых входит выполнение определенных должностных или служебных операций, связанных с инкриминируемыми обвиняемым деяниями. Рекомендуется также в процессе осмотров личных и служебных документов, допросов свидетелей выявлять характер отношений обвиняемых и других лиц, частоту их контактов, сопоставлять их со временем совершения выявленных коррупционных преступлений. Полезно изучать карьерный рост обвиняемых и их сослуживцев, выявлять инициаторов продвижения по службе, обоснованность положительной оценки их служебной деятельности. Внешние связи обнаруживаются также в ходе осмотров личных документов обвиняемых, имеющихся у них фотографий, видеозаписей, визитных карточек, личной переписки, допросов соседей, родственников, знакомых обвиняемых, а также сотрудников учреждений, где они проводили свободное время.
Кроме того, интересующая следствие информация о коррупционных связях может быть получена при осуществлении контроля телефонных и иных переговоров, а также ряда оперативно-разыскных действий.
Серьезные трудности в следственной практике возникают, когда необходимо обнаружить денежные средства и материальные ценности, добытые преступным путем, или имущество, приобретенное на доходы от коррупционной деятельности. Пути и методы достижения этой цели зависят от обстоятельств, продолжительности инкриминируемых обвиняемым преступлений, времени, прошедшего с момента их совершения, объема искомых средств и материальных ценностей, свойств личности обвиняемых. В случае поиска денежных средств и ценностей небольших по объему выдвигается версия о возможном способе и месте их сокрытия. Для этого изучаются особенности поведения обвиняемых после получения незаконного вознаграждения, а также перед существенными материальными тратами: какие места они посещают в указанные промежутки времени, какие предметы берут в этот момент с собой, какую одежду одевают, с кем контактируют и т.д.
Если в ходе расследования собраны доказательства о получении крупных доходов от коррупционной деятельности, необходимо выдвигать версии о способах их использования. Значительные суммы денежных средств могут быть разметены в банковских учреждениях, потрачены на приобретение ценных бумаг, недвижимости и драгоценностей, передаваемых на хранение третьим лицам.
Для обнаружения таких средств и ценностей рекомендуется проведение тактических операций. В рамках этих операций необходимо производство оперативно-разыскных мероприятий и допросов свидетелей, цель которых - выявление интереса к определенным видам ценных бумаг, банковских услуг, фактов любых контактов субъектов с учреждениями, конкретными лицами. Из банков, которыми интересовался обвиняемый, в установленном законом порядке могут быть истребованы сведения о наличии у него, его близких и знакомых вкладов, о движении разметенных на них средств. Объем и время выполнения банковских операций сравниваются с размером и временем получения доходов от коррупционной деятельности.
Сведения о сделках с недвижимостью могут быть получены из органов Росреестра, налоговых учреждений и коммунальных служб. При производстве обысков у обвиняемых могут быть обнаружены документы об оплате услуг, связанных с приобретением и передачей недвижимости, письменные отчеты лиц, которым она передана, и т.д.
В некоторых ситуациях информация может быть получена в результате допроса самих обвиняемых и проведения специальных оперативно-разыскных мероприятий. Кроме того, направляются соответствующие поручения органам Росфинмониторинга.
Ядром описываемых операций являются выемки или обыски, в ходе которых изымаются искомые средства, ценности и имущество. В зависимости от условий следственных ситуаций осуществляется тщательная подготовка, избирается наиболее эффективная тактика проведения этих следственных действий. Уместно заметить, что групповой характер коррупционных преступлений необходимость производства групповых обысков в процессе расследования уголовных дел этой категории.
Среди внешних условий, благоприятных для совершения должностных или служебных злоупотреблений, как правило, называют недостатки правового регулирования определенных видов деятельности и контроля за ее осуществлением, ошибки в расстановке и перемещении кадров и т.п. Для устранения такого рода обстоятельств вносятся представления, принимаются иные предусмотренные законом меры.