Порядок осуществления лизинговых операций
Управление любой компанией строится на основе анализа и финансового планирования. Специфика лизингового бизнеса обусловливает особый подход к анализу деятельности таких компаний. В целях повышения эффективности своей работы лизинговые компании наибольшее внимание уделяют анализу заключаемых договоров финансовой аренды (лизинга), а также формированию лизингового портфеля.
Формирование правил подготовки отдельных лизинговых договоров, а также правил принятия решений по управлению портфелем лизинговых договоров, как правило, определяет дальнейшую судьбу лизинговых компаний. Каждая сделка лизинговой компании – отдельный инвестиционный проект со сложной финансовой структурой и комплексом взаимоувязанных долгосрочных договоров, одним из наиболее важных этапов которого является определение порядка осуществления лизинговых операций.
Осуществление лизинговой сделки имеет свою последовательность.
На первом этапе оформляются следующие документы:
– предварительное лизинговое предложение;
– заявка на оформление договора лизинга;
– заявка, направляемая лизингодателем поставщику оборудования.
На втором этапе оформляются следующие документы:
– договор купли-продажи объекта лизинга;
– акт приема-передачи объекта лизинга;
– договор лизинга.
На третьем этапе осуществляется эксплуатация поставленного в лизинг оборудования. При этом ведется бухгалтерский учет и отчетность по всем лизинговым операциям, осуществляется выплата лизингодателю лизинговых платежей.
Любая лизинговая сделка начинается с получения лизингодателем заявки от будущего лизингополучателя на покупку имущества и сдачи его во временное пользование. Предварительное лизинговое предложение на предоставление в лизинг автомобилей составляется по форме, разработанной самой лизинговой компанией. По нему определяются ключевые условия лизинговой сделки: предмет лизинга и его стоимость, поставщик, вид лизинга, размер первого платежа (аванса), срок лизинга и т.п. Если условия, оговоренные в предварительном лизинговом предложении, являются приемлемыми для лизинговой компании и ее клиента, составляется заявка на оформление договора лизинга.
В договоре лизинга присутствуют следующие разделы: основная информация (реквизиты фирмы-лизингополучателя), информация о предмете лизинга и поставщике, страхование, дополнительная информация (ключевые финансовые показатели деятельности фирмы-лизингополучателя), информация о договоре лизинга и оценка финансовой устойчивости клиента, определение профиля клиента.
Одновременно с заявкой потенциальный клиент представляет документы, набор которых требуется в зависимости от выбранной схемы лизинговой сделки. Предоставляются копии документов, заверенные печатью организации, нотариальное заверение нс требуется. После получения лизингодателем всех необходимых документов начинается их формальная проверка и всесторонняя экспертиза лизингового проекта. Предварительно анализируется первоначальная стоимость имущества, продолжительность договора, возможные схемы выплаты лизинговых платежей, их периодичность, размер аванса, остаточная стоимость имущества и т.д.
Основной задачей лизингодателя является оценка способности лизингополучателя выплатить лизинговые платежи, а также оценить спрос на имущество, чтобы выявить возможность повторной сдачи имущества или его продажи в случае расторжения контракта. Трудность правильной оценки платежеспособности клиента связана с необходимостью оценки не столько текущего, сколько будущего финансового положения лизингодателя, так как лизинговый договор заключается на длительный период.
Обычно вначале определяется выручка и прибыль будущего лизингополучателя после налогообложения за предпоследний и последний отчетный периоды в рублях и долларах США. Источником информации является бухгалтерская отчетность клиента.
Выясняются следующие обстоятельства:
– имеет ли клиент задолженность по уплате налогов и задолженность по платежам во внебюджетные фонды;
– если да, то применяются ли административные меры по взысканию платежей;
– имеет ли клиент обязательства по погашению ранее полученных кредитов (с указанием банка, размера текущей задолженности, формы обеспечения и сроков погашения);
– является ли клиент поручителем по кредитам третьих лиц;
– имеет ли клиент финансовые обязательства перед другими лицами (лизинг, заем и т.д.);
– имеет ли клиент обязательства по решению суда, не возбуждено ли против него исполнительное производство.
Далее оценивается финансовая устойчивость клиента. Оценка производится следующим образом.
1. Определяется выручка клиента за последние 12 мес.
2. Определяется коэффициент участия лизинговой компании, который складывается из суммы кредита по договору за вычетом первоначального взноса.
3. Определяется общий коэффициент участия (Суобщее):
Суобщее= Лизкомп + Кредиты и займы + Лизинг в других фирмах + + Налоговые обязательства.
Информация о размерах кредитов и займов, лизинга в других фирмах, налоговых обязательств берется из бухгалтерской отчетности клиента или представляется клиентом отдельно.
Кроме приведенной выше оценки финансовой устойчивости проводится проверка клиента с выездом на место, в ходе которой выявляются следующие параметры:
– кто является руководителем организации-лизингополучателя, на каком основании действует; кем является доверенное лицо, которое от имени организации заключает лизинговую сделку, на каком основании действует;
– описывается основная деятельность (чем конкретно занимается организация) и побочная деятельность;
– описывается место, где проводилась проверка (наименование и форма собственности (или аренда) имущества организации, характер, тип, техническое состояние недвижимости, обозначение организации (вывеска, реклама));
– выясняется, для каких целей приобретается предмет лизинга, собирается информация о поставщике.
В случае положительного заключения лизинговая компания принимает решение о вступлении в лизинговую сделку и заключает договор купли-продажи с поставщиком лизингового имущества.
Для проведения расчетов с поставщиками составляется служебная записка на проведение расчетов, в которой указываются получатель, сумма и назначение платежа, основания (договор купли-продажи и договор лизинга). Предусмотрены оценка финансовых рисков и согласование следующими специалистами лизинговой компании: группы анализа и рисков кредитов, финансового департамента, департамента экономической безопасности, департамента продаж, юридической службой.
Заключается договор купли-продажи с поставщиком, который в обязательном порядке согласовывается с лизингополучателем. Поставщик выставляет лизинговой компании счет на оплату предмета лизинга. Компания этот счет оплачивает. После оплаты предмета лизинга составляется акт сдачи-приемки товара, которые подписывают представители поставщика и лизинговой компании.
Приемка имущества оформляется актом приемки, который подписывается всеми сторонами, участвующими в приемке. От даты подписания протокола приемки имущества начинается не только формальный отсчет срока договора лизинга, в этот момент к лизингополучателю переходят все права покупателя (кроме права собственности) и все риски. Одновременно с договором купли-продажи заключается договор лизинга. Обязательными положениями договора лизинга считаются следующие:
1) предмет лизинга (указывается наименование, количество единиц, право собственности по окончании договора);
2) планируемые расходы на приобретение предмета лизинга, которые складываются из стоимости предмета лизинга, стоимости дополнительного оборудования, планируемых дополнительных расходов, страхования, оформления и регистрации, прочих затрат;
3) размер и порядок лизинговых платежей (устанавливается графиком, который является приложением к договору лизинга);
4) на чьем балансе будет учитываться предмет лизинга;
5) сроки лизинга, место передачи предмета лизинга;
6) на чье имя будет зарегистрирован предмет лизинга;
7) кто осуществляет страхование предмета лизинга;
8) условия обеспечения исполнения обязательств;
9) прочие условия.
Далее следует расчет лизинговых платежей.