Полномочия представительного органа муниципального образования
Полномочия представительных органов муниципальных образований определяются уставами муниципальных образований. Пр ичем основу их составляют исключительные полномочия, закрепленные федеральным законодательством. Обособление вопросов исключительного ведения представительных органов местной власти обеспечивает им возможность оказывать решающее влияние на руководство хозяйственным комплексом муниципального образования. Неслучайно они выделены из общего перечня вопросов местного значения. Их ОГЛАВЛЕНИЕ и значимость показывают, что выборный представительный орган муниципального образования постоянно связан со всеми сферами жизнедеятельности местного населения, а его контрольные полномочия обеспечивают ему возможность проверять деятельность всех органов и должностных лиц местного самоуправления по исполнению ими своих обязанностей и при необходимости принимать решения по поводу их кадровой судьбы.
В ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ четко определены следующие предметы исключительной компетенции представительных органов муниципальных образований:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий но решению вопросов местного значения;
10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
К исключительным полномочиям представительного органа муниципального образования этот Федеральный закон также относит, в частности, назначение местного референдума (ст. 22), муниципальных выборов (ст. 23), голосования по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования (ст. 24), установление границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление (ст. 27), учреждение межмуниципальных хозяйственных обществ, создание некоммерческих организаций (ст. 68, 69) и ряд других вопросов.
Вопросы, составляющие предметы исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, не могут передаваться другим органам и должностным лицам местного самоуправления.
Это минимальный перечень полномочий представительного органа муниципального образования, закрепленный федеральным законодательством. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
Однако практика показывает, что на местном уровне происходит, как правило, простое воспроизведение полномочий представительных органов муниципальных образований, гарантированных федеральным законом, что является одним из факторов, отрицательно влияющих на эффективность их деятельности. В уставах и региональном законодательстве необходимо больше внимания уделять закреплению распорядительных полномочий представительных органов, поскольку они не получили своего полного раскрытия в федеральном праве. Здесь уместно пойти по пути позитивного закрепления распорядительных и иных полномочий, нс давая исчерпывающего перечня контрольных полномочий представительных органов в отношении исполнительного аппарата. Следует предусмотреть исключительные полномочия представительных органов как производные от полновластия населения на территории муниципального образования, в сущности, делегированные им местным населением, которое вправе контролировать их исполнение. Так, например, в Уставе г. Ростова-на-Дону компетенция Ростовской-на-Дону городской Думы определяется из двух перечней вопросов, один из которых воспроизводит 10 вопросов, отнесенных к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования Федеральным законом № 131-ФЗ (ч. 2 ст. 39 Устава), а другой включает в себя 21 вопрос, находящийся в ведении Ростовской-на-Дону городской Думы в соответствии с федеральным и областным законодательством (ч. 3 ст. 39). Мри этом Городская Дума может рассматривать и решать также иные вопросы, отнесенные к ее компетенции действующим законодательством и Уставом города.