Пенсионная система и ее реформа в Российской Федерации
Проблемы пенсионного обеспечения в 1980-1990-е гг. приобрели важное политическое значение, выдвинулись в большинстве стран мира в центр научных и общественных дискуссий. Практически на всех континентах была поставлена под сомнение очевидность сложившихся крупных государственных распределительных пенсионных систем. Причины этого явления следует искать в совокупном действии факторов демографического, экономического, социального и морально-психологического характера.
Главные из них связаны с динамичным процессом старения населения в результате увеличения средней продолжительности жизни и сокращения рождаемости. Этот процесс затрагивает все общества.
По оценкам Всемирного банка, в 1990 г. 18% населения развитых стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), составляли люди старше 60 лет, в настоящее время - 20%. К 2020 г. этот показатель увеличится до 27%, а к 2030 г. - до 30%. На долю старейших (т.е. тех, кому за 80 лет) жителей в настоящее время приходится около 3% населения этих стран. К 2030 г. таких людей будет почти 6%. Быстро стареет (благодаря успехам медицины, увеличению средней продолжительности жизни, политике сокращения рождаемости) сравнительно молодое на сегодняшний день население развивающихся государств. В Латинской Америке и в большинстве стран Азии доля лиц старше 60 лет удвоится до 2030 г. и достигнет 16% всего населения. В Китае, где сейчас доля населения старше 60 лет составляет около 9%, она вырастет до 22% к 2030 г. Тенденции таковы, что в ближайшие три десятилетия в развивающихся странах сложится возрастная структура населения, характеризующаяся высокой долей старших возрастных групп при значительно более низком уровне доходов на душу населения, чем в развитых государствах.
Действие другой группы факторов обусловлено сдвигами на рынке труда, изменениями в масштабах, структуре и характере занятости населения (высокая безработица, распространение неформальной и неполной занятости, работы дома и самозанятость). Все эти категории стремятся выйти из обязательной системы пенсионного обеспечения, в результате уменьшается численность работников, взносы которых являются финансовой основой пенсионной системы.
Увеличение численности пенсионеров и тенденции в сфере занятости значительно ухудшили такой важный показатель, лежащий в основе устойчивости распределительной пенсионной системы, как коэффициент поддержки - соотношение численности пенсионеров и работников, делающих взносы в рамках пенсионного обеспечения. Сохраняется тенденция к ухудшению этого показателя, т.е. к увеличению пенсионной нагрузки на работающее население. В развитых странах коэффициент поддержки снизился с 3,5 работников на одного пенсионера в 50-е гг. до 2,5 - в 90-е гг. XX в., в ближайшем будущем ожидается его сокращение до двух работников на одного пенсионера.
Уже сегодня для многих пенсионных систем характерен дефицит по текущим платежам, и, по некоторым оценкам, накопившийся долг систем пенсионного обеспечения составляет в отдельных странах от 100 до 250% ВВП. Некоторые пенсионные системы становятся неплатежеспособными.
Но не только открытые и потенциальные финансовые трудности пенсионных систем диктуют необходимость их реформирования. Одна из важных причин - необходимость повышения конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобализации, в том числе и за счет снижения цены рабочей силы и замедления или прекращения роста социальных расходов государства. И, наконец, существовавшие в течение более 40 лет пенсионные системы испытывают воздействие тенденций, проявившихся в особенности в 80-е гг. XX столетия, ослабляющих солидарность в обществе и усиливающих индивидуализм. Повышение уровня доходов неизбежно ведет к тому, что высокодоходные слои населения требуют более индивидуализированного и диверсифицированного пенсионного обеспечения, большей свободы выбора.
Кроме того, повышение уровня благосостояния и сложившиеся во многих странах системы налогообложения стимулируют выход на пенсию раньше установленного законодательством срока. Хотя в большинстве развитых стран, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития, официальный пенсионный возраст равен 65 годам, фактически в середине 90-х гг. XX в. он составлял 56-57 лет у женщин и 59 лет у мужчин. Это происходило вопреки тому факту, что, как правило, в этих странах здоровье населения старше 70 лет и условия труда улучшались. Более ранний выход на пенсию означал, что работники раньше установленного срока прекращали делать взносы в пенсионную систему, а при достижении официального пенсионного возраста начинали получать полную пенсию.