Оценка социально-экономических последствий намечаемой деятельности
Такая оценка представляет собой исследование целого ряда проблем социального, экологического и экономического плана. Рассмотрим основные подходы к их возможному решению на конкретном примере.
Предполагается на территории Ленинградской области в зеленой зоне Санкт-Петербурга разместить промышленный объект 1-го класса опасности. В рамках экологической экспертизы требуется оценить экономические и социальные последствия намечаемой деятельности.
При проведении экспертизы установлено, что основными социально-экономическими и значимыми по своим масштабам угрозами размещения подобного объекта в пригородной рекреационной зоне второго по величине мегаполиса страны (население Санкт-Петербурга оставляет около 4,5 млн человек) являются:
1. Снижение потенциала экономического развития административного района, на территории которого планируется разместить производство, и Ленинградской области вследствие падения инвестиционной привлекательности для приобретения жилой недвижимости и развития сферы туризма и отдыха.
2. Утрата или снижение рекреационного и природоохранного потенциала мегаполиса из-за размещения на территории лесопарковой зоны промышленного объекта, не соответствующего целевому назначению земель данной категории, а также планам развития данного региона. Это ослабит санитарно-гигиенические функции зеленой зоны Санкт-Петербурга.
3. Финансовые потери жителей и предпринимателей, бюджета Ленинградской области и местного муниципалитета по причине возможного снижения стоимости недвижимости и земли в данном месте после создания производства, а также снижения престижности данного района для приобретения жилья, дач.
4. Дополнительные издержки людей, традиционно отдыхающих в данном районе и вынужденных отказаться от этого из-за размещения объекта с выбросами токсичных веществ.
5. Увеличение загрязнения источников питьевого водоснабжения Санкт-Петербурга при отсутствии альтернатив созданию новых водозаборов, обеспечивающих город чистой питьевой водой.
6. Возникновение риска увеличения заболеваемости населения на территориях, подверженных загрязнению веществами продуцируемыми размещаемым производством, вследствие их распространения через воздух, воду, почву.
7. Ухудшение состояния и возможная гибель близлежащей лесной растительности, имеющей природоохранное, рекреационное и историко-культурное значение, и, как следствие, ослабление санитарно-гигиенических и рекреационных функций зеленой зоны Санкт-Петербурга.
8. Снижение доходности сельскохозяйственного производства в результате снижения урожайности и соответственно стоимости сельскохозяйственной продукции из-за ее производства в районе с неблагоприятными экологическими параметрами.
Как видно из приведенного выше списка потенциальных угроз, оценка ущерба по каждому пункту требует серьезных экономических исследований. Проведем расчеты только прямых потерь, поддающихся измерению на основании имеющейся информации.
Оценка потенциального экологического ущерба
Общие прямые потери от ущерба, причиненного реализацией проекта, могут быть оценены следующими потерями:
1. Потери от снижения рыночной стоимости садово-дачных участков, оцениваемых по средней цене, установившейся в данном секторе недвижимости в настоящее время.
2. Потери, связанные с предоставлением нового жилья, компенсацией стоимости старого и упущенной выгоды людям, проживающим в санитарно-защитной зоне проектируемого завода по рыночным ценам (согласно действующему законодательству проживание людей в 1-километровой зоне вокруг объектов, отнесенных к 1-му классу опасности, не разрешается, и при строительстве подобного рода объектов требуется отселение людей). Исходные данные:
– средняя стоимость квартир или домов – 20 тыс. долл.;
– стоимость нового жилья – 40 тыс. долл.;
– число переселяемых семей – 108.
Определяем потери, связанные с предоставлением нового жилья:
20 000 • 108 + 40 000 • 108 = 6480 тыс. долл.
В расчете не учтена стоимость плодовых и древесных насаждений.
3. Потери прямых доходов бюджета Ленинградской области и района в виде налогов от туристической деятельности экспертно могут оцениваться в 3 млн руб. или 100 тыс. долл, ежегодно, исходя из данных о налоговых поступлениях от указанных видов деятельности. При дисконтировании этой величины (преобразовании ежегодного дохода в абсолютную величину) по ставке 10% потери составят:
100 000 : 0,1 = 1000 тыс. долл.
4. Потери потенциальных доходов туристического сектора экономики Санкт-Петербургского региона могут быть оценены как неполученные доходы от размещения отдыхающих на территории района в летний сезон (без доходов от сопутствующих отраслей). Исходные данные:
– минимальная рекреационная емкость территории – 300 тыс. человек;
– число месяцев отдыха -1 мес;
– стоимость одного месяца отдыха – 100 долл.
Определяем потери потенциальных доходов:
300 000 • 1 • 100 = 30 000 тыс. долл.
С учетом дисконтирования по ставке 10% общая величина потерь составит:
30 000 : 0,1 = 300 000 тыс. долл.
5. Потери от причинения вреда здоровью людей в результате выбросов вредных веществ в атмосферу в данном материале не оцениваются, но могут составлять значительные суммы. По данным исследования Всемирного банка, проведенного в России в 2001–2000 гг., стоимость лечения заболеваний, вызванных экологическими причинами, колеблется от 71 до 450 тыс. руб. на человека.
6. Потери от снижения урожайности сельскохозяйственных культур на землях, принадлежащих коммерческим товаропроизводителям.
7. Потери в результате гибели и усыхания лесов, вызванных выбросами вредных веществ размещаемым производством. Из-за отсутствия количественных оценок они в данном прогнозе нс учитываются.
8. Потери производителей сельскохозяйственной продукции из-за снижения рыночной стоимости сельскохозяйственной продукции, произведенной на землях, подверженных вредному воздействию выбросов, в данном прогнозе не оцениваются.
9. Потери, вызванные необходимостью строительства дополнительных очистных сооружений для предотвращения загрязнения источников питьевого водоснабжения Санкт-Петербурга сточными водами и ливневыми стоками с территории планируемого производства, а также строительством дополнительных сооружений по очистке питьевой воды, не оцениваются.
Общая сумма потерь, рассчитанная как минимальная величина возможного ущерба без учета потерь, вызванных причинением вреда здоровью людей, снижением урожайности сельскохозяйственных культур и повреждением лесов и строительством дополнительных сооружений по очистке воды, может составить:
800 тыс. + 6480 тыс. + 1000 тыс. + 300 000 тыс. = 308 280 тыс., т.е. более 300 млн долл.
Ожидаемые экономические эффекты в виде прямых налоговых поступлений от намечаемой деятельности в бюджеты всех уровней не превысят 38 млн руб. в год или 1,2 млн долл, в год, что с учетом дисконтирования по ставке 10% составит 12, млн долл. Из этой суммы в бюджет района может поступить нс более 3 млн долл.
Таким образом, минимальные суммарные экономические потери Санкт-Петербургского региона (население, экономика) почти в 25 раз превысят возможные поступления в бюджеты всех уровней и в 100 раз – в бюджет района, где планируется размещение производства.