Отклонение размера рынка
Отклонение размера рынка представляет собой разницу между сметным маржинальным доходом, базирующимся на сметной доле предприятия в фактическом объеме продаж на рынке, и маржинальным доходом gо жесткой смете. Для расчета отклонения используются сметная доля предприятия на рынке (2%) и средний нормативный маржинальный доход на единицу продукции (9,2 ден. ед/ед.). Применительно к условиям рассматриваемого примера отклонение размера рынка составит
(0,02 × 440 000 ед. × 9,2 ден. ед/ед.) – 92 000 ден. ед. = 11 040 ден. ед.
Отклонение размера рынка можно подсчитать также по формуле
где ОРР – отклонение размера рынка, ден. ед.; – фактический объем продаж по отрасли, ед.; – сметный объем продаж по отрасли, ед.; ДРс – сметная доля предприятия на рынке; – средний удельный нормативный маржинальный доход, ден. ед/ед.
Подставив цифры, получим результат, аналогичный предыдущему:
(440 000 ед. – 500 000 ед.) × 0,02 × 9,2 ден. ед/ед. = 11 040 ден. ед.
Неблагоприятное отклонение размера рынка говорит о том, что предприятию угрожает потеря маржинального дохода в сумме 11 040 ден. ед. в результате произошедшего снижения объема продаж в отрасли.
Отклонение доли рынка
Отклонение доли рынка – это разница между сметным маржинальным доходом, базирующимся на фактической доле предприятия в фактическом объеме продаж на рынке, и сметным маржинальным доходом, основанном на сметной доле предприятия в фактическом объеме продаж на рынке. Для расчета данного вида отклонения используются фактический размер рынка и средний нормативный маржинальный доход на единицу продукции. В рассматриваемом примере отклонение доли рынка составит
101 200 ден. ед. – (0,02 × 440 000 ед. × 9,2 ден. ед/ед.) = 20 240 ден. ед.
Отклонение доли рынка можно подсчитать также по формуле
где ОДР – отклонение доли рынка, ден. ед.; – фактическая доля предприятия на рынке.
Подставив цифры, получим результат, равный полученному нами выше:
(0,025 – 0,02) × 440 000 ед. × 9,2 ден. ед/ед. = 20 240 ден. ед.
С помощью отклонения доли рынка измеряется дополнительный маржинальный доход, который либо был получен предприятием, если предприятие получило бо́льшую долю на рынке, чем предполагалось (благоприятное отклонение), либо который ожидался, но был потерян вследствие того, что предприятие не смогло добиться запланированной доли (неблагоприятное отклонение).
Вычитая из благоприятного отклонения доли рынка неблагоприятное отклонение размера рынка, получаем отклонение по количеству реализованной продукции. У нас оно равно 9200 ден. ед. (20 240 – 11 040).
Заметим, что разделение отклонения по количеству реализуемой продукции на отклонение размера рынка и отклонение доли рынка для целей оценки деятельности руководства отдела продаж не столь существенно. И размер рынка, и спрос на продукцию данной отрасли подвержены достаточно сильному влиянию ряда внешних неконтролируемых факторов, таких как экономический рост, процентные ставки и др. Регулярно повторяющееся неблагоприятное отклонение доли рынка может указывать на недостатки планирования, а также послужить причиной для дальнейших исследований ситуации на рынке.
В заключение следует отметить, что при продаже нескольких видов продукции возникают дополнительные возможности для расчета и анализа отклонений. Это позволит принимать более взвешенные и обоснованные управленческие решения.