Особенности ценообразования в капитальном строительстве
Основные затраты в процессе реализации инвестиционных проектов приходятся на осуществление работ по капитальному строительству. В связи с этим стоимость проекта во многом зависит от тех цен, которые существуют на строительно-монтажные работы. В связи с переходом России к рыночной экономике ценообразование в строительном комплексе тоже осуществляется на рыночных принципах. Оно основывается на единых для всех отраслей принципах ценовой политики, но в то же время имеет отличительные особенности
Вызваны эти особенности многообразием строительной продукции. Каждый объект капитального строительства в определенной мере неповторим, даже у типовых проектов имеются отличия, так как они привязываются к конкретной местности. Кроме того, влияют на затраты при осуществлении строительных работ и различные природно-климатические условия, возможности освоения отведенного участка земли. Природою климатические условия строительства, которое всегда идет на открытом воздухе, предполагают различную оплату труда и ОГЛАВЛЕНИЕ персонала Следовательно, каждый из типовых объектов может иметь свою индивидуальную цену.
Производственный цикл в строительстве охватывает длительный период времени. В условиях инфляции эта особенность ведет к тому, что проектная цена, как правило, не совпадает с фактической Поэтому участники инвестиционного проекта стараются учитывать это обстоятельство при формировании цены на строительную продукцию. Особенно это касается цен на материалы. Строительство - материалоемкая отрасль, и именно от цен на эти составляющие будет зависеть конечная цена всего объекта, что важно отслеживать в течение всего строительного цикла.
В формировании цены на строительную продукцию одновременно участвуют проектировщик, инвестор, застройщик и подрядчик. У каждого из них свои интересы, которые они отстаивают в процессе согласования цены. Инвестор стремится минимизировать затраты, связанные со строительством, проектировщик, застройщик и подрядчик стремятся назначить большую цену, так как от нее будет зависеть увеличение их прибылей. Поэтому итоговая цена на строительную продукцию всегда носит компромиссный характер, она являются итогом уступок со стороны всех участников.
Это процесс формирования рыночной цены. Нов ряде случаев эти цены регулируются государством. Такое возможно, если производители продукции по определенным критериям относятся к монополистам, чаще всего это организационные структуры естественных монополий. В этом случае цена устанавливается или производителями, или специальными комиссиями, но в пределах, установленных государством.
Работа по определению стоимости строительства и цен на строительную продукцию начинается с составления сметы.
Сметная стоимость строительства представляет собой сумму денежных средств, необходимую для осуществления предлагаемого проекта. Она определяется в ходе разработки проектной документации. Для подготовки сметы необходимы сам проект, вся рабочая документация (чертежи, спецификации, основные решения, пояснительные записки) и действующая сметно-нормативная база. В результате проведенных расчетов определяется сводный сметный расчет, в котором заложен сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом.
Сводный расчет состоит из 12 глав, которые включают расчеты по работам от подготовки территории и возведения всех объектов и сетей до благоустройства, озеленения территории и подготовки необходимых для эксплуатации объекта кадров. В зависимости от полученной суммы устанавливается резерв на непредвиденные расходы: не более 2% для объектов социальной сферы и 3% для объектов производственного назначения.
Вместе резерв и сметный расчет образуют сметную стоимость строительства. По экономическому содержанию сметная стоимость складывается из затрат на строительные работы, работы по монтажу оборудования, затрат на приобретение необходимого оборудования и инвентаря, и проч.
На практике строительные и монтажные работы объединяются в одну статью - строительно-монтажные работы Их сметная стоимость определяется по следующей формуле:
где Ссыр - стоимость строительно-монтажных работ, ден. ед; ПЗ - прямые расходы, ден. ед; НР - накладные расходы, ден. ед;
П - плановая сметная прибыль, или плановые накопления, ден. ед.
Прямые расходы включают оплату труда строительных рабочих, стоимость материалов, деталей и строительных конструкций и эксплуатационные расходы строительных машин и механизмов. Все прямые расходы определяются прямым счетом на основе фактических объемов работ и сметных норм и цен.
Накладные расходы - это часть стоимости строительно-монтажных работ, связанная с созданием общих условий строительного производства, его организацией и управлением. Обычно они составляют 20% от величины прямых затрат.
Сметная прибыль, или плановые накопления- это средства, необходимые для покрытия отдельных расходов организаций, не относимые на себестоимость строительной продукции. Они являются гарантированной частью цены строительной продукции, устанавливаются по согласованию сторон и обычно составляют 8% от суммы прямых затрат и накладных расходов.
Сметная стоимость строительства является основой для определения договорной цены между заинтересованными лицами (заказчиком и подрядчиком). Обычно договорная цена устанавливается на момент заключения договора между сторонами. Но строительство - длительный процесс, в течение которого меняется экономическая ситуация в стране, и к завершению строительства договорная цена не будет отражать реальную действительность. Поэтому договаривающиеся стороны корректируют договорную цену и устанавливают цену реализации строительною объекта.
Для снижения цены строительства и выбора наиболее выгодных и для заказчика, и для подрядчика условий проводятся подрядные торги. Подрядные торги - это форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса. В России они начали проводиться с 1992 г., и в 1993 г. была образована межведомственная комиссия по подрядным торгам. Эта комиссия проводит правовое и методическое обеспечение торгов, содействует распространению информации и развитию сети консультационных фирм.
Торги могут быть двух типов - открытые и закрытые. При закрытых торгах заказчик приглашает для участия в торгах несколько уже известных ему фирм, из которых он выбирает ту, которая предложит более выгодные условия. Приоткрытых торгах дается объявление в открытой печати и приглашаются все желающие принять участие в торгах.
Заказчике открытой или закрытой форме объявляет о намерении объявить торги, оглашает место и время их проведения и приглашает желающих принять в них участие. К этому времени разрабатывается комплект документации, в котором определяется предмет торгов и основные условия, этот комплект называется тендером. При объявлении торгов заказчик также указывает точную дату рассмотрения предложений. Для этого создается тендерный комитет, который за небольшую плату передает всем участникам тендерную документацию. Участник торгов после изучения этой документации вносит свои предложения и в качестве подтверждения серьезности своих намерений передает в комитет необходимые документы и вносит залог в размере 2% от суммы предложения. Если комитет не принимает этого предложения, сумма залога возвращается.
В назначенный день проведения торгов комитет вскрывает все конверты с поступившими предложениями, но так как объем полученный информации значителен, то доя ее изучения необходимо довольно продолжительное время. В течение нескольких месяцев комиссия изучает поступившие предложения, проверяет кредитоспособность претендентов, определяет их производственный потенциал, качество работ и только потом объявляет победителя, т.е. предложенная низкая цена претендентом еще не гарантирует победы на торгах, изучаются все стороны коммерческой, финансовой, технической деятельности претендента.
Победившая фирма заключает с заказчиком контракт, в котором оговариваются стоимость работ, условия платежей, сроки выполнения, формы урегулирования споров, различного рода санкции и другие особые условия. Практика проведения торгов показывает, что они могут существенно снизить стоимость реализации проектов. В США это снижение доходит до 20-25%, в России меньше до 10%.