Особенности российской государственно-общественной модели социальной помощи середины XIX – начала XX вв.

Мы рассмотрели деятельность российских институтов- субъектов помощи и отметили их характерные особенности. Теперь выявим особенности российской государственно-общественной модели социальной помощи.

Европейские буржуазные революции XVII-XVIII вв. способствовали становлению общества нового типа: капиталистического, демократического, с рыночной экономикой и парламентскими политическими системами. Формирующееся гражданское общество уже не являлось объектом политического управления власти, а выступало как относительно автономная сфера спонтанного социального взаимодействия. Это обусловило и характерные особенности европейских государственно-общественных моделей социальной помощи с доминантами прав и свобод, самоуправления, личной ответственности и национальной солидарности.

В России абсолютная монархия обусловила такие особенности модели социальной помощи, как централизация, иерархичность, властный надзор, сословность, сдерживание развития самоуправляемых структур и т. п.

Либеральные реформы Александра II внесли значительные изменения в общественную жизнь, дали возможность самореализации гражданских инициатив в сфере социальной помощи. Но демократизации общественных отношений по европейскому типу не происходило, процесс формирования гражданского общества шел медленно и тяжело.

Власть осознавала, что демократизация общества неизбежно, как и во всем мире, приведет к децентрализации власти, ослаблению административной иерархии и ограничению монархии, усилит центробежные устремления. Поэтому демократические преобразования шли трудно, тормозились самодержавием.

Тем не менее российская государственно-общественная модель социальной помощи развивалась в основном в том же русле, что и европейская, и в целом соответствовала ей в аспекте подходов, способов, форм и механизмов социальной помощи.

В то же время в силу действия национальных социально- экономических факторов российская социальная помощь имела немало характерных особенностей. Среди них абсолютистская модель государственного устройства, замедленное развитие капиталистических отношений и гражданского общества в России, в основном аграрный характер жизни населения и экономики страны, сословная структура общества, отсутствие гражданских прав и свобод европейского типа, более низкий уровень жизни населения и т. п.

Доктрина государственно-общественной помощи в России формировалась в особом идеологическом контексте. Она не содержала концептов прав и обязанностей субъектно-объектных отношений помощи, так как гражданские права и свободы европейского типа в России отсутствовали. Не было в ней и буржуазных постулатов личной ответственности, соединенных с идеологией национальной солидарности. Российское общество было традиционным, жило по принципам общинности, коллективизма и соборности, что предопределяло общественный, коллективный характер национальной доктрины помощи.

В России отсутствовало гарантированное право на властную социальную помощь. При наличии нормативно-правовой базы сами нормы, стандарты, категории объектов для обязательного призрения законом установлены не были. Не были разграничены сферы полномочий и ответственности, экономические основы государственных (властных) и негосударственных институтов-субъектов социальной помощи.

Субъекты социальной помощи органов местного самоуправления, самоуправляемых структур гражданского общества сформировались поздно, и развитие их шло медленно. Сфера социальной помощи была излишне централизована и бюрократизирована.

Российская система социальной помощи также отличалась неразвитостью корпоративных институтов-субъектов помощи, что было обусловлено отсутствием традиций и опыта их деятельности, низким уровнем урбанизации, а также государственной социальной политикой.

Самодеятельные (самоуправляемые) организации взаимопомощи: пенсионные, вдовьи, сиротские кассы, общества помощи, дешевого кредита и другие, получившие широкое распространение за рубежом, в России только начинали развиваться.

В то же время можно отметить высокий уровень и универсальность системы помощи государственным военным и гражданским служащим как сословно-корпоративной системы защиты их социального положения.

Также характерными особенностями российской системы социальной помощи были:

• значительная роль традиционных форм социальной помощи (общинных и семейных), их большой вес в общественных отношениях поддержания социального положения;

• важная роль государства и “прогосударственных” благотворительных организаций в формировании отношений благотворительности в России;

• в целом высокий уровень развития организованной благотворительности;

• реализация властной помощи посредством как государственных субъектов (приказы общественного призрения), так и субъектов органов местного самоуправления (земского и городского) одновременно, и т. п.

Институт социальной работы как профессионального вида деятельности по оказанию социальной помощи начал оформляться в период петровских реформ. На его формирование большое влияние оказали западноевропейские системы организации властной помощи.

Профессиональные работники в течение столетия появляются не только в государственных госпиталях, приютах, богадельнях, лечебницах, но и на предприятиях горнозаводской промышленности и в благотворительных учреждениях. В круг их обязанностей входят организация и непосредственное оказание социальной помощи (выдача денежных пособий и продуктов, одежды, предоставление питания, трудовая помощь и т. п.), а также социальных услуг в учреждениях различных форм собственности.

Ведется социальная работа и на парапрофессиональной (добровольческой) основе. Это добровольцы религиозных конфессий, благотворительных организаций, а также волонтеры, работающие во властных социальных учреждениях без оплаты труда.

Существующая система социальной помощи резко критиковались современники за слабую организованность взаимодействия институтов-субъектов помощи, отсутствие единого организационно-методического центра, координирующего все отношения социальной помощи. Так, собравшиеся в 1910 г. на I Съезд русских деятелей по общественному и частному призрению отмечали, что в России отсутствует всякая планомерность в деле организации общественного призрения и нет единства и соразмерности в расходах государства, органов местного самоуправления и общества. Отмеченные недостатки планировалось исправлять, а отношения социальной помощи совершенствовать в направлении обязательности и системности. События 1917 г. надолго прервали российскую историю государственно-общественной социальной помощи.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие изменения в сфере отношений властной социальной помощи происходят в связи с реформами Петра I?

352

2. Почему в системе социальной помощи России доминировали учреждения?

3. Сравните земскую и приказную системы социальной помощи. Какая более эффективна?

4. Докажите, что формы и способы поддержки в рамках сельской общины были обусловлены общинным характером труда.

5. В чем причины ограниченного развития общественных религиозно-благотворительных организаций в России?

6. Почему отношения корпоративной помощи в России не получили европейского уровня развития?

7. Назовите основные черты российской благотворительности.

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

1. Система социальной помощи для государственных военных и гражданских служащих, как пример корпоративно-сословного подхода государственной поддержки.

2. Милостыня и нищенство в России. Оценка феноменов и факторов воспроизводства.

3. Модель государственного призрения XIX в.: достоинства и недостатки.

4. Перспективы сельской общины в XX в. как института- субъекта социальной помощи.

5. Экономические основы властной (государственной) и негосударственной социальной помощи: общее и особенное.

6. Русская православная церковь: трансформация положения в обществе и ее результаты для конфессиональной помощи.

7. Российская система корпоративной помощи как система социальной помощи на предприятии. Историческая преемственность.

8. Общественно-экономическое состояние России как фактор, определивший особые формы благотворительности.

Литература

Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования: В 3 т. – СПб., 1907.

Благотворительные учреждения Российской империи. – СПб., 1900.

Григорьев А. Д. История социальной работы: Учеб. пособие /

A. Д. Григорьев. – Минск: Тетра Системс, 2006.

История России: С начала XVIII в. до конца XIX в. / Под ред. А. Н. Сахарова. – М.: ACT, 2001.

Ключевский В. С. Сочинения: В 9 т. / В. С. Ключевский. – М., 1987.

Кузьмин К. В. История социальной работы за рубежом и в России / К. В. Кузьмин, Б. А. Сутырин. – М.: Академический проект, 2002.

Фирсов М. В. История социальной работы в России / М. В. Фирсов. – М.: ВЛАДОС, 1999.

Циткилов П. Я. История социальной работы: Учеб. пособие / П. Я. Циткилов. – Ростов н/Д, 2006.

Ширшов В. Д. История социальной работы: Учеб. пособие /

B. Д. Ширшов. – Екатеринбург, 2005.