Особенности работы с детьми, родителями и учителями
Правовая база социальной защиты подрастающего поколения, существующая в России, несовершенна.
Плата за ОГЛАВЛЕНИЕ детей в яслях и детских садах дифференцирована в зависимости от благосостояния родителей: социально незащищенные лица совсем освобождены от нее. Время пребывания детей в дошкольных учреждениях варьируется в зависимости от потребностей и возможностей семьи.
Воспитание в детских учреждениях строится в соответствии с апробированными программами. Его необходимыми элементами являются обучение детей общению, деятельности в составе группы, подготовка к поступлению в школу.
Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой, производством. Органы социальной защиты населения способствуют оздоровлению и лечению дошкольников, для чего предоставляются льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях, на летних дачах.
Воспитание дошкольников решает задачи их социализации. Дети усваивают правила поведения, включаются в групповую деятельность, овладевают начатками культуры.
Широкий круг мероприятий предусмотрен для детей с отклонениями в здоровье и развитии. Существуют специализированные детские сады, стратегическая цель которых- подготовка ребят к обучению в массовой школе. Некоторые дошкольники с сильными нарушениями здоровья подготавливаются к обучению в специальной школе.
Социальные службы крупных производств принимают деятельное участие в социальной защите дошкольников. Система социальной защиты школьников органически включает разнообразные мероприятия, проводимые в школе и внешкольных учреждениях, работу с семьей и общественностью. Основным результатом этой деятельности являются формирование социальной защищенности школьников как устойчивого психического состояния, включающего уверенность в их успешном социально-профессиональном самоопределении, а также эффективная социализация. Социально-педагогическая работа способствует включению в производительный труд, в систему непрерывного образования.
Социальная защищенность школьников формируется, например, путем дифференциации индивидуальных планов развития личности, учебных заданий, образования. В результате дифференциации образования школьники приобретают знания, достаточные для реализации их профессиональных намерений, познавательных интересов.
Социально-педагогические подструктуры принимают активное участие в планировании общеобразовательной (например, физико-математическая, биологическая, гуманитарная и др.), трудовой (например, промышленная, сельскохозяйственная, сферы обслуживания), профессиональной (например, слесарная, токарная, медицинская, педагогическая и др.) дифференциации.
Задача дифференциации образования требует увеличения типов школ, учреждений образования. Эта работа ведется, но такими медленными темпами, что эффект от этих мероприятий появится весьма нескоро.
Уровень внутришкольной дифференциации тоже снизился, так как уменьшилось число факультативов и ухудшилась обеспеченность школ учебным оборудованием.
Социальная защита детства включает в себя предупреждение педагогического травматизма. Социальная работа такого плана носит профилактический и терапевтический характер. Широко используется практическая социально-психологическая работа.
В последнее время возрастают требования к детям, но изменяются способы воздействия на них, методы воспитания. Теперь к успеху в работе ведут не столько указания, распоряжения, приказы, сколько логика убеждения, пример. А это предъявляет повышенные требования к интеллекту, эрудиции педагога, к его психолого-педагогической подготовке. Возникает внутренний конфликт: необходимо, невзирая на объективные трудности, неустанно работать над собой, совершенствовать свое профессиональное мастерство и умение работать с детьми. Но не все участники контакта это понимают. Возникают столкновения между преподавателями и студентами, учителями и школьниками, нередко перерастающие в конфликт.