Лекция 12. Особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
Особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц предусмотрены гл. 52 УПК. Эти особенности обусловлены особым правовым положением в государстве отдельных категорий лиц, для которых действующим законодательством установлены дополнительные гарантии, необходимые для независимого, самостоятельного, надлежащего и беспрепятственного выполнения ими своих полномочий.
В силу своего статуса для указанных в гл. 52 УПК категорий лиц установлены дополнительные процессуальные гарантии как изъятия из общих правил и порядка производства по уголовным делам.
Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, указаны в ч. 1 ст. 447 УПК. В частности, это следующие категории лиц:
1) член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления;
2) судья Конституционного Суда РФ, судья федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировой судья и судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжный или арбитражный заседатель в период осуществления им правосудия;
3) Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счетной палаты РФ;
4) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;
5) Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты РФ;
6) прокурор;
61) Председатель Следственного комитета РФ;
62) руководитель следственного органа;
7) следователь;
8) адвокат;
9) член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;
10) зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы, зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 447 УПК порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в ч. 1 данной статьи, устанавливается УПК с изъятиями, предусмотренными названной выше главой.
Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, согласно ч. 1 ст. 448 УПК принимается:
1) в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы – Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора РФ;
2) в отношении Генерального прокурора РФ – Председателем Следственного комитета РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления;
21) в отношении Председателя Следственного комитета РФ – исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления;
3) в отношении судьи Конституционного Суда РФ – Председателем Следственного комитета РФ с согласия Конституционного Суда РФ;
4) в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда – Председателем Следственного комитета РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;
5) в отношении иных судей – Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;
6) в отношении Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ – Председателем Следственного комитета РФ;
7) в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – Председателем Следственного комитета РФ;
8) в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ – Председателем Следственного комитета РФ;
9) в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации – руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации;
10) в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката – руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации; в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов – Председателем Следственного комитета РФ или его заместителем;
11) в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления – руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации;
12) в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса – руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации – Председателем Следственного комитета РФ;
13) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы – в соответствии со ст. 146 и 171 УПК с согласия Председателя Следственного комитета РФ;
14) в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации – в соответствии со ст. 146 и 171 УПК с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 448 УПК, введенной Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 54-ФЗ, не допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 305 УК, в случае если соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей или с его участием, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке как неправосудный.
Две статьи гл. 52 УПК посвящены порядку задержания некоторых из указанных в ч. 1 ст. 447 УПК категорий лиц и особенностям избрания меры пресечения и производства отдельных следственных действий.
Так, в соответствии со ст. 449 УПК член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные но подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91 УПК, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.
Процессуальные особенности избрания меры пресечения в отношении некоторых категорий лиц и производства отдельных следственных действий предусмотрены ст. 450 УПК. После возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве обвиняемого в порядке, установленном ст. 448 УПК, следственные и иные процессуальные действия в отношении такого лица производятся в общем порядке с изъятиями, установленными ст. 449 и 450 УПК.
Судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда РФ или квалификационной коллегии судей. Судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы. Мотивированное решение Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска принимается в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления Председателя Следственного комитета РФ и соответствующего судебного решения.
Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу может быть возбуждено следователем или дознавателем в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты РФ с согласия Председателя Следственного комитета РФ, а в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации – с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту Российской Федерации.
Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с УПК не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК, если уголовное дело в отношении его не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся с согласия суда, указанного в ч. 1 ст. 448 УПК.
Согласно ст. 451 УПК в случае, когда уголовное дело было возбуждено либо привлечение лица в качестве обвиняемого состоялось в порядке, установленном ст. 448 УПК, после окончания предварительного расследования уголовное дело в отношении такого лица направляется в суд, которому оно подсудно в соответствии с подсудностью, установленной ст. 31–36 УПК.