Оптимизация остатка денежных средств
Центральный вопрос оптимизации остатка денежных средств предприятия, фирмы, компании - не собственно определение потребности в денежных средствах. В принципе оптимизации все-таки должны подлежать не остатки как таковые, а денежные доходы и денежные расходы. Держать или не держать остатки денежных средств при данных сложившихся доходах и расходах, в каких размерах и для чего - вот в чем состоит та проблема, с которой сталкивается каждое предприятие, фирма, компания. Управление остатком денежных средств не тождественно более широкому понятию управления денежными средствами предприятия, фирмы, компании. Финансово-экономическое ОГЛАВЛЕНИЕ управления денежными средствами связано с управлением всем денежным оборотом, проходящим через предприятие. Текущую основу такого управления составляет управление собственными и приравненными к ним оборотными средствами предприятия, а также привлеченными на краткосрочный период денежными средствами. Управление остатком денежных средств представляет собой лишь малую часть в общем управлении денежным оборотом предприятия. В зависимости от формы, в которой предстает перед ним остаток денежных средств предприятия, различается управление налично-денежным остатком и управление остатком денежных средств, находящихся в безналичной форме. Эти две формы часто объединяют в одно понятие управления наличностью. Между тем каждая из двух форм управления остатком денежных средств имеет свои специфические по отношению к другой особенности. В основе управления остатком наличных денежных средств на промышленном предприятии лежит контроль за налично-денежными потоками, осуществляемый посредством возможного использования следующих документов: чеки чековой книжки предприятия на снятие наличных денег с расчетного счета, карточки с образцами первых и вторых подписей должностных лиц предприятия, приходные и расходные ордера по денежным потокам кассы, утвержденный лимит кассы, объявления на взнос наличными, утвержденный перечень товаров, подлежащих реализации за наличный расчет, кассовый план, дебетовые и кредитовые обороты по счету касса в главной книге и книге учета кассовых операций предприятия. На предприятиях розничной торговли и в коммерческих банках, осуществляющих операции в рублях и валюте с населением, к числу специфических факторов управления налично-денежным оборотом относится систематическая инкассация наличных денежных средств с отнесением расходов по инкассации на издержки обращения или операционные расходы. Зачисление на счета инкассированных наличных денежных знаков производится, как правило, в день произведенной инкассации или не позднее следующего за ним дня. Эти налично-денежные обороты, так же как и снятие наличных денег со счетов, учитываются финансовым менеджером предприятия при управлении безналичным остатком денежных средств. Центральный вопрос такого управления - держать или не держать большие остатки безналичных денежных средств. На него нет однозначного ответа. С одной стороны, не размещать большие остатки средств значит не занимать и не нести дополнительные затраты в виде процентов по заемному капиталу. С другой стороны, держать большие остатки денежных средств на счетах означает потерю процентов но возможным краткосрочным инвестициям этих денег, например, в ценные бумаги. Это затраты на владение остатками денежных средств. Предельные затраты на такую ликвидность равны сумме доходов, которые можно получить, инвестируя свободные деньги. С третьей стороны, размещать остатки денежных средств - значит рисковать и обязательно с высокой вероятностью занимать. Решение этих проблем зависит от многих факторов, в числе которых соотношение затрат на владение остатками (упущенная выгода от не размещения средств) и затрат но возможному займу средств (сумма платежей по процентам за краткосрочный кредит), степень неопределенности ожидаемых денежных потоков притока и оттока средств предприятия, наличие или отсутствие целевых установок на максимальную концентрацию средств на счетах или максимальное дополнительное зарабатывание денег. В тех случаях, когда финансовый менеджер имеет уверенность в будущих денежных потоках предприятия и прогнозирует превышение упущенной выгоды над стоимостью краткосрочного кредита, т.е. уверен в доступности дешевых коротких денег, он может смело работать по остатку денежных средств на расчетном счете в ноль. Для этого важно грамотно закрыть операционный день предприятия. Закрыть операционный день - значит к безналичному остатку денежных средств на начало операционного дня прибавить все реально возможные поступления (зачисления) средств на счета предприятия к исходу операционного дня, включая сумму сданных наличных денег в банк, и вычесть все безналичные платежи и снятия наличных денег текущего операционного дня. Положительный остаток в виде указанной разницы даст свободный остаток денежных средств к размещению на финансовых рынках. Следует отметить, что простота подсчета остатка средств к размещению выступает мнимой, не совпадающей с реальной практической трудностью точного закрытия операционного дня. Дело это весьма тонкое, которое целиком не зависит от предприятия. Надо учесть многие возможные неприятности и выгоды, например, сроки взимания самим банком платы за расчетно-кассовое обслуживание, платы за инкассацию, практические условия зачисления и перечисления средств со счетов по одногородним, междугородним и международным расчетам, возможность сделок с повышенной доходностью против рынка, но с непременным условием оплаты сегодня. Большинство предприятий, фирм, компаний исходят из того, что деньги должны работать. На практике часто можно вынужденно ничего не заработать. Например, отдать под 40% годовых, а привлечь под 60% годовых. Задача финансового менеджера - избежать таких сокрушительных поражений в операционной активности предприятия, избежать картотеки, штрафов, подмыва репутации. При наличии у предприятия, фирмы, компании филиалов управление остатком денежных средств усложняется. Сюда включается механизм внутрисистемного перераспределения свободных денежных средств и грамотное управление остатками денежных средств головного предприятия и филиалов превращается в крупную финансово-экономическую задачу, имеющую большое значение в достижении реального финансового успеха всей производственно-коммерческой деятельности системы. Важнейшим принципом работы с филиалами по вопросу об управлении остатком денежных средств выступает недопущение такого положения, когда у них ежедневно сначала изымаются денежные средства, а потом возвращаются. Нельзя также просто перемещать деньги между филиалами под финансовые прорывы. Финансовый менеджер головного предприятия должен четко представлять: когда по времени возникновения, какой продолжительности и почему у подведомственных филиалов возникают кассовые разрывы. В любом случае для филиалов должны быть разработаны положения об их финансово-хозяйственной деятельности и установлены, а также утверждены лимиты остатков денежных средств на счетах, которые они вправе использовать на инвестиции но своему усмотрению. Нельзя допускать инвестиции филиалов там, где они, скажем, с позиции системы предприятий экономически невыгодны, например, по причине налоговых условий обложения доходов, повышенного риска или низкой доходности. Финансовый менеджер должен также учитывать, что иногда требуется рассчитаться с банком за его услуги путем предоставления части временно свободных денежных средств в его полное распоряжение. Для финансового менеджера важно, что он не вправе использовать эти денежные средства в течение определенного периода времени. Цепь выстраиваемых им действий, событий, отношений с подведомственными филиалами, контрагентами и кредитными учреждениями заставляет именовать все это не иначе как проведение политики управления остатком денежных средств на предприятии.
Финансовый менеджер подходит к вопросам управления остатком денежных средств, имея полное и точное представление о формах банковских расчетов, а также порядке и сроках прохождения платежных документов от банка покупателя до банка, обслуживающего предприятие-поставщика. Формы банковских расчетов предполагают нахождение части платежей в пути. В связи с этим финансовый менеджер оперирует такими понятиями, как доступный остаток денежных средств, реальный доступный остаток денежных средств, колебание доступности, чистый остаток денежных средств в пути. Предположим, что на счете предприятия, но данным представленной коммерческим банком выписки об остатках средств предприятия, кредитовый остаток составляет 1500 тыс. руб. Это доступный остаток денежных средств, он соответствует дебетовому остатку на расчетном счете предприятия но данным бухгалтерского учета с учетом не проведенных приходно-расходных документов, полученных одновременно с выпиской в банке. Платежи поставщикам предприятия в пути составляют 300 тыс. руб, платежи, ожидаемые предприятием от покупателей и также находящиеся в пути,- 200 тыс. руб. Чистый остаток средств в пути (сальдо платежей в пути) будет равно + 200 - 300 = -100 тыс. руб. Тогда реальный доступный остаток денежных средств будет равен 1500 - 100 == 1400 тыс. руб. Платеж в пути предприятию в сумме 200 тыс. руб. представляет собой колебание доступности. Для финансового менеджера очень важно контролировать не учетные проводки бухгалтерии, а изменение реального доступного остатка денежных средств. При этом он проводит политику увеличения реального доступного остатка и положительного сальдо чистого остатка денежных средств в пути, максимально замедляя расчеты с поставщиками при одновременном ускорении расчетов с покупателями продукции предприятия. На этой своеобразной вилке, как показывает практика, крупные предприятия, фирмы, компании добиваются весомого увеличения объема краткосрочных финансовых ресурсов в своем распоряжении.