Обстоятельства, отягчающие административную ответственность
В отличие от обстоятельств, смягчающих ответственность, признаки, отягчающие ответственность, зафиксированы в КоАП и не могут быть изменены (дополнены) законами субъектов РФ, при этом должностное лицо юрисдикционного органа при квалификации правонарушения руководствуется перечнем таких обстоятельств. К таким обстоятельствам относятся только деяния нарушителя - физического или юридического лица, способные увеличить общественно опасные последствия проступка.
Помимо обстоятельств, отягчающих ответственность, установленных п. 1-6 ч. 1 ст. 4.3 КоАП, такие обстоятельства могут быть определены отдельными составами правонарушений Особенной части КоАП и в этом смысле перечень таких обстоятельств, определенный ч. 1 ст. 4.3, не является исчерпывающим (см. ч. 3 ст. 4.3 КоАП).
Для административных проступков физического лица с отягчающими признаками характерна вина в форме прямого умысла, при этом выявляются признаки противоправного умышленного деяния. Последнее представляет собой мотивированный с точки зрения правонарушителя акт, следствием которого может быть причинение ущерба пострадавшему (телесного (физического), морального вреда или имущественного ущерба) либо государству. Правонарушитель (чаще всего при физическом воздействии на пострадавшего) осознает, что его действия противоречат не только нормам морали, но и правовым предписаниям. При мотивации своего действия правонарушитель исходит из ложного предположения о его полезности с точки зрения защиты личного либо общественного блага. В частности, это может происходить в силу неосведомленности нарушителя с нормативными правовыми актами, устанавливающими административный деликт, что, однако, не освобождает его от ответственности.
Виды обстоятельств, отягчающих ответственность, особенности их учета при рассмотрении дела об административном правонарушении
Усиливают общественную опасность групповые правонарушения, а также вовлечение в них несовершеннолетних. Признаки группового правонарушения квалифицируются при совместном участии двух или более лиц в совершении умышленного административного проступка. Административная ответственность соучастников такого правонарушения определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении общественно опасного деяния. Часть 1 ст. 4.3 КоАП предусматривает квалифицирующие признаки обстоятельств, отягчающих ответственность, в зависимости от степени общественной опасности деяния организатора, исполнителя или иного соучастника административного правонарушения. В некоторых случаях различия в степени общественной опасности организатора и иных соучастников возможны на основе анализа косвенных признаков, например действия по вовлечению несовершеннолетнего в правонарушение предполагают различную степень общественной опасности лица, организовавшего совершение несовершеннолетним проступка или руководившего его исполнением (организатора), либо склонившего несовершеннолетнего к совершению проступка (подстрекателя), и лица, непосредственно совершившего или участвовавшего в совершении проступка (исполнителя).
Обстоятельства не могут быть учтены в качестве отягчающих ответственность, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака нормами об ответственности за совершение административного правонарушения. При этом должен приниматься во внимание любой из признаков, установленных диспозицией правовой нормы, если он предусматривает применение более обременительных административных наказаний, и поэтому нет необходимости в квалификации этих признаков в качестве отягчающих ответственность обстоятельств.
Таким образом, обстоятельства, отягчающие ответственность, в некоторых случаях уже предусмотрены соответствующими нормами статей Особенной части КоАП, в частности, продолжение противоправного поведения вопреки требованиям о его прекращении квалифицируется как неповиновение законному распоряжению должностного лица (ст. 19.3). Наличие таких обстоятельств в указанных случаях свидетельствует о значительной общественной опасности правонарушения и влечет за собой применение административных наказаний, предусматривающих не только имущественные ограничения, но и ограничивающих право на свободу передвижения нарушителя (например, вследствие неповиновения законному требованию должностного лица может быть назначен административный арест).
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, квалифицируются независимо от содержания общественно опасных последствий, в частности, для их установления не имеет значения размер имущественного ущерба, причиненного нарушителем. Таким образом, для квалификации отягчающих ответственность обстоятельств принимаются во внимание действия нарушителя, но не их общественно опасные последствия. Причинение имущественного ущерба, физического (телесного), морального или репутационного вреда в соответствии с ч. 1 ст. 4.3 КоАП не относится к обстоятельствам, отягчающим ответственность, однако вредоносность деяния всегда учитывается в качестве квалифицирующего признака при назначении административного наказания, что предусмотрено соответствующими нормами об административной ответственности (например, ст. 12.24, ч. 2 ст. 12.27, ч. 2 ст. 12.30 КоАП).
Все обстоятельства, отягчающие административную ответственность, относятся к факультативным квалифицирующим признакам, должностное лицо юрисдикционного органа, руководствуясь своим правосознанием, вправе и не рассматривать такие обстоятельства в качестве обременяющих (см. ч. 1 ст. 4.3 КоАП).
Применительно к налоговым правонарушениям установлено единственное обстоятельство, отягчающее ответственность: согласно п. 2 ст. 112 НК таким обстоятельством признается рецидив налогового правонарушения.