Обеспечение безопасности в учебном заведении
В общеобразовательных учреждениях всех типов и наименований учащимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности труда и другим видам деятельности в процессе изучения учебных дисциплин. Под техникой безопасности понимают систему организационных и технических средств и методов, предотвращающих воздействие на человека опасных производственных факторов.
Если рассматривать понятие “безопасность” в самом широком смысле этого слова, то оно включает не только организацию защиты населения, в том числе участников образовательного процесса, от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности.
С учетом всего перечисленного можно выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травматичные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности.
В этой связи возникает немаловажная проблема: обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т. е. от степени профессионализма управляющего этим оборудованием персонала, от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Есть еще несколько важных этапов в организации решения проблемы обеспечения комплексной безопасности образовательного процесса, в реализации которых принимает непосредственное участие Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
Первым шагом, бесспорно, стала разработка Министерством образования Российской Федерации отраслевой программы “Безопасность образовательного учреждения”. Это, по сути, совместно реализуемый Рособразованием и подведомственными ему образовательными учреждениями комплекс мер по укреплению режима безопасности объектов образования в части выполнения противопожарных и антитеррористических мероприятий. За три года реализации данной Программы за счет средств федерального бюджета были профинансированы мероприятия, направленные на повышение уровня оснащенности образовательных учреждений средствами по обеспечению противопожарной безопасности объектов образования, техническими средствами защиты от террористических угроз.
Наиболее крупные и значимые мероприятия программы: оснащение образовательных учреждений автоматической пожарной сигнализацией, системами оповещения о пожаре, ды- моулавливания и вентиляции, автоматического пожаротушения, тревожной сигнализации и оповещения о нарушении общественного порядка, видеонаблюдения и внутреннего охранного телевидения, электронными системами контроля за доступом сотрудников и обучающихся в здания учебных корпусов и общежитий, детекторами опасных предметов и веществ, металлоискателями и датчиками охранной сигнализации. Кроме того, в рамках Программы проводится обучение и переподготовка кадров – специалистов по безопасности учебных заведений, разрабатывается и совершенствуется нормативная, правовая и методическая база, регламентирующая организацию деятельности по указанным направлениям, оказывается поддержка созданию региональных центров безопасности образовательных учреждений. Наша задача – общими усилиями достичь максимального уровня оснащенности объектов образования самым современным оборудованием и техническими средствами защиты от всех видов потенциальной опасности.
Для успешной реализации программы “Безопасность образовательного учреждения” всеми заинтересованными сторонами – федеральными и региональными органами исполнительной власти, а также самими учебными заведениями Рособразованием были заключены соглашения с подавляющим большинством регионов нашей страны о сотрудничестве в оснащении общеобразовательных учреждений охранно-пожарным оборудованием и системами видеонаблюдения, а также Соглашение с МЧС России и Росстроем о сотрудничестве в реализации Программы в 2004-2007 годах.
Следует отметить, что упомянутая выше отраслевая программа “Безопасность образовательного учреждения” изначально разрабатывалась как комплекс мер по противодействию пожарам и возгораниям на объектах образования, громкой серией которых было ознаменовано начало нового столетия. Однако реалии настоящего времени потребовали корректировки и расширения целей и задач Программы в плане реализации также антитеррористических и других мероприятий по обеспечению полной, комплексной безопасности учебных заведений.
Строгое соблюдение требований охраны труда является элементом дисциплины образовательного процесса, культуры труда. С целью формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, в образовательных учреждениях в обязательном порядке проводится изучение вопросов безопасности труда и других видов деятельности.
Только консолидация усилий всех уровней власти, образовательного сообщества, государственно-общественных структур, всех участников образовательного процесса сделает возможным достижение значимых результатов в деле обеспечения комплексной безопасности системы отечественного образования, позволит принять все необходимые меры для защиты подрастающего поколения, работников отрасли от потенциальных и реальных опасностей.