Объекты государственного экологического надзора

Законом об охране окружающей среды (ст. 5) предусмотрено, что федеральному государственному экологическому надзору подлежат объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящиеся в ведении Российской Федерации, и объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, установлены Правительством РФ.

К объектам федерального государственного экологического надзора отнесены объекты:

– хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящиеся в ведении Российской Федерации;

– подлежащие федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов;

– подлежащие федеральному государственному лесному надзору, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти;

– подлежащие государственному земельному надзору, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти;

– подлежащие государственному надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, осуществляемому федеральными органами исполнительной власти;

– хозяйственной и иной деятельности, отнесенные к категории опасных производственных объектов.

Все иные объекты государственного экологического надзора, не подпадающие под указанные критерии, подлежат региональному государственному экологическому надзору.

Порядок осуществления государственного экологического надзора

Федеральный государственный экологический надзор проводится Росприроднадзором. Помимо Росприроднадзора в проведении федерального государственного экологического надзора участвуют и другие федеральные органы исполнительной власти, например, Росреестр – в части проведения государственного земельного надзора, Росрыболовство – в части федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Региональный государственный экологический надзор проводится уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов РФ, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

При осуществлении государственного экологического надзора государственные инспекторы но охране природы принимают меры по предупреждению, выявлению и устранению экологических правонарушений и привлечению виновных к ответственности. При обнаружении экологического правонарушения государственный инспектор по охране природы составляет протокол об экологическом правонарушении.

На основании протокола об экологическом правонарушении соответствующий государственный инспектор по охране природы принимает решение о применении к нарушителю одной или одновременно нескольких мер воздействия в зависимости от тяжести совершенного экологического правонарушения, например дает предписание об устранении экологического правонарушения; выносит постановление о наложении штрафа за административное правонарушение; выносит постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде.