Несостоявшиеся выборы
Выборы признаются проводящей выборы комиссией не состоявшимися, если:
1) голосование проводилось по одной кандидатуре и за нее проголосовало менее 50% от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
2) менее чем два списка кандидатов получили право принять участие в распределении депутатских мандатов;
3) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50% или менее голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу (законом о конкретных выборах этот процент может быть повышен);
4) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;
5) законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей.
Законом не могут устанавливаться дополнительные основания признания выборов несостоявшимися.
Недействительные выборы
Соответствующая комиссия признает итоги голосования недействительными, если:
1) допущенные при проведении голосования или установлении его итогов нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
2) итоги голосования признаны недействительными на части участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем 1/4 часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем округе;
3) по решению суда.
Результативные выборы
Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.
Соответствующая комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, выборным должностным лицом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Если зарегистрированный кандидат, признанный избранным по результатам голосования за список кандидатов, не выполнит указанное требование, он исключается из списка кандидатов, а его депутатский мандат передается другому зарегистрированному кандидату в порядке, предусмотренном законом. Если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу либо избранный выборным должностным лицом, не выполнит указанное требование, комиссия отменяет свое решение о признании кандидата избранным.
Пропорциональная система
Рассмотрим особенности определения результатов выборов, проводимых по пропорциональной системе, на примере выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Результаты этих выборов определяет ЦИК РФ. Схема решения данного вопроса такова. Сначала определяются федеральные списки кандидатов, допускаемые к распределению мандатов. Затем между ними распределяются депутатские мандаты по законодательно установленной методике.
Допуск к распределению мандатов. К распределению мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5% и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются.
Если за федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5% и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании, подано в совокупности 60% и менее голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей федеральные списки, получившие менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, пока общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки, допускаемые к распределению мандатов, не превысит в совокупности 60% от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Если за один федеральный список подано более 60% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а остальные федеральные списки получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению мандатов допускается указанный список, а также список, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, из числа списков, получивших менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Методика распределения мандатов. ЦИК РФ подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов. Эта сумма делится на число распределяемых мандатов – 450. Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов.
Число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком, допущенным к распределению мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число мандатов, которые получает соответствующий федеральный список при первичном распределении мандатов.
Если после первичного распределения мандатов остаются нераспределенные мандаты, проводится их вторичное распределение. Нераспределенные мандаты передаются по одному тем федеральным спискам, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления числа отданных за них голосов на первое избирательное частное. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому федеральному списку, за который подано бо́льшее число голосов избирателей.
Если после распределения мандатов между федеральными списками возникает необходимость дополнительно распределить один депутатский мандат или несколько мандатов среди всех федеральных списков или среди некоторых из них, то такое распределение проводится следующим образом. Вначале мандаты передаются федеральным спискам, не получившим мандатов при их распределении в соответствии со значениями дробных частей. Затем производится передача мандатов в соответствии с коэффициентами дополнительного распределения мандатов для каждого федерального списка, вычисляемыми путем деления общего числа мандатов, полученных соответствующим федеральным списком, на число полученных этим же списком голосов избирателей. Мандаты распределяются по одному между теми списками, в которых указанный коэффициент оказывается наименьшим. При равных значениях указанного коэффициента мандат передается тому списку, который получил бо́льшее число голосов избирателей. Если после такого распределения число дополнительно распределяемых мандатов окажется больше числа федеральных списков, которые могут их получить, процедура дополнительного распределения повторяется необходимое число раз, при этом указанный коэффициент каждый раз вычисляется заново. Полученные федеральным списком мандаты передаются кандидатам, включенным в общефедеральную часть списка и не получившим мандатов, а при отсутствии таковых – кандидатам, включенным в региональные группы кандидатов данного списка. В дополнительном распределении депутатских мандатов могут участвовать только федеральные списки кандидатов, имеющие зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов.
Распределение мандатов внутри списка. После полного распределения депутатских мандатов проводится их распределение внутри каждого федерального списка между региональными группами кандидатов и общефедеральной частью списка (если таковая имеется). В первую очередь мандаты переходят к кандидатам, включенным в общефедеральную часть списка, в порядке очередности их размещения в указанном списке. Иные мандаты внутри списка распределяются аналогично распределению мандатов между списками.
Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов не окажется зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты остаются вакантными до следующих выборов, за исключением случая, когда Государственная Дума останется в неправомочном составе. В указанном случае нераспределенные депутатские мандаты передаются федеральным спискам кандидатов, не допущенным к распределению депутатских мандатов и получившим число голосов избирателей, которое превышает первое избирательное частное.