Налог на игорный бизнес
Налог на игорный бизнес взимается с предпринимательской деятельности, связанной с извлечением доходов в виде выигрыша, платы за проведение азартных игр или пари.
Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Объектами налога на игорный бизнес являются: пункты приема ставок тотализаторов и букмекерских контор, а также процессинговые центры этих игорных заведений.
Налогоплательщики обязаны вставать на учет в налоговых органах по месту открытия процессинговых центров или пунктов приема ставок тотализаторов и букмекерских контор.
Названные объекты подлежат постановке на налоговый учет не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей в течение пяти дней свидетельства о регистрации объекта налогообложения. Также регистрации в налоговых органах подлежит любое изменение количества объектов налогообложения.
Налоговая база налога на игорный бизнес определяется отдельно по каждому объекту как общее количество игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов, касс букмекерских контор, используемых налогоплательщиком.
Налог уплачивается ежемесячно по следующим ставкам, установленным ст. 369 НК:
- за один процессинговый центр тотализатора или букмекерской конторы - от 25 тыс. до 125 тыс. руб.;
- за один пункт приема ставок тотализатора или букмекерской конторы - от 5 тыс. до 7 тыс. руб.
Законами субъектов РФ определяются конкретные размеры ставок налога на игорный бизнес, в противном случае применяется нижний из установленных предельных размеров.
Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно и фиксируется в налоговой декларации, которая представляется в налоговый орган ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог на имущество организаций
Налог на имущество организаций установлен гл. 30 Н К и детализируется законами субъектов РФ. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ имеют право определять налоговую ставку в пределах, установленных ПК, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности об исполнении налоговой обязанности.
Налог на имущество уплачивают организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое па балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, является движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств. Примечательно, что российское налоговое законодательство обязывает иностранные организации вести учет объектов налога на имущество по правилам бухгалтерского учета, установленным нормативными правовыми актами РФ.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается недвижимое имущество, принадлежащее указанным организациям па праве собственности и находящееся па территории РФ.
Не признаются объектами налога на имущество организаций объекты природопользования (водные и другие природные ресурсы), земельные участки, а также имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба, при условии, что это имущество используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества организации. При определении налоговой базы российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянные представительства, имущество учитывается по его остаточной стоимости. Недвижимое имущество иностранных организаций, не осуществляющих свою деятельность через постоянные представительства, учитывается по инвентаризационной стоимости этих объектов, которая определяется органами технической инвентаризации. В этой связи налоговое законодательство обязывает уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, сообщать в налоговые органы сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта в течение десяти дней со дня его оценки или переоценки.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно и рассчитывается отдельно относительно каждого объекта налогообложения. Имущество организации не всегда может фактически находиться на территории одного субъекта РФ. Для таких случаев п. 2 ст. 376 НК установлено правило, согласно которому при нахождении объекта недвижимого имущества на территориях разных субъектов РФ либо па территории субъекта РФ и в территориальном морс, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ в части, пропорциональной доле стоимости этого объекта недвижимости на территории каждого субъекта РФ.
Налог на имущество организаций уплачивается ежегодно авансовыми платежами за первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Однако субъект РФ вправе не устанавливать взимание авансовых платежей.
Налог на имущество организаций уплачивается по ставкам, устанавливаемым законами субъектов РФ. Налоговый кодекс определяет только верхнюю границу налоговой ставки - 2,2%. Федеральное налоговое законодательство разрешает субъектам РФ устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налоговым кодексом предусмотрены специальные правила исчисления и уплаты налога в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения. В отношении такого имущества налог и авансовые платежи по нему исчисляются исходя из налоговой базы, определенной в целом по субъекту РФ, и уплачиваются в бюджеты субъектов РФ по фактическому месту нахождения этого имущества. Фактическим местом нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, признается территория соответствующего субъекта РФ, в котором осуществляются добыча, транспортировка, хранение и (или) поставки газа.
Организация - собственник имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, обязана обеспечить учет указанного имущества с указанием в первичных документах бухгалтерского учета его фактического места нахождения.
Особенностью правового режима налога на имущество организаций является наличие большого количества льгот, предусмотренных ст. 381 НК. Так, освобождаются от налогообложения организации и учреждения уголовно-иснолнительной системы Минюста; религиозные организации; общероссийские общественные организации инвалидов; организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции. Не включаются в число объектов налога на имущество памятники истории и культуры федерального значения, космические объекты, ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилища радиоактивных отходов, имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий, коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций, государственных научных центров и др. В целях стимулирования экономического развития отдельных регионов от данного вида налога освобождается имущество организации - резидента особой экономической зоны в течение пяти лет с момента постановки имущества на учет.
Налоговым кодексом урегулирован порядок устранения двойного налогообложения имущества организаций. Согласно ст. 386.1 НК фактически уплаченные российской организацией за пределами территории РФ в соответствии с законодательством другого государства суммы налога па имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации в отношении указанного имущества.
В целях стимулирования модернизации организаций и использования современного энергоэффективного оборудования с 1 января 2012 г. установлена льгота по налогу на имущество. Согласно п. 21 ст. 381 Н К этот налог не уплачивается в течение трех лет со дня постановки на учет вводимых после указанной даты объектов, имеющих:
- высокую энергоэффективность (по перечню, который установлен Правительством РФ);
- высокий класс энергетической эффективности, если в отношении этих объектов законодательством предусмотрено определение указанных классов.
При этом размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами территории РФ, не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации в отношении имущества, принадлежащего иностранной организации и расположенного на территории РФ.
Для зачета налога российская организация должна представить в налоговые органы следующие документы:
o заявление па зачет налога;
o документ об уплате налога за пределами территории РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.
Указанные выше документы подаются российской организацией в налоговый орган по месту нахождения российской организации вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории РФ.