Налог на добавленную стоимость в зарубежных странах
В современных налоговых системах НДС относится к одним из самых сложных и проблемных налогов. Его успешно применяют в большинстве стран с рыночной экономикой уже более 30 лет. Так, в странах Западной Европы этот налог введен в конце 1960-х гг. (Германия, Дания, Нидерланды, Франция, Швеция) и начале 1970-х гг. (Бельгия, Великобритания, Италия, Люксембург, Норвегия). Как основной налог на потребление НДС взимается в 35 странах Азии, Африки и Латинской Америки.
Широкое распространение НДС получил благодаря подписанию в 1957 г. в Риме договора о создании ЕЭС, согласно которому страны, его подписавшие, должны были гармонизировать свои налоговые системы в интересах создания общего рынка. В 1967 г. вторая директива Совета ЕЭС провозгласила НДС главным косвенным налогом Европы, предписывая всем членам Сообщества ввести данный налог в свои налоговые системы до конца 1972 г. В том же 1967 г. НДС начал функционировать в Дании, в 1968 г. — в ФРГ. Шестая директива Совета ЕЭС 1977 г. окончательно утвердила базу современной европейской системы обложения НДС, чем способствовала унификации взимания данного налога в Европе. Последние уточнения в механизм обложения НДС были сделаны в 1991 г. десятой директивой, и ее положения были включены во все налоговые законодательства стран — членов ЕЭС.
В настоящее время общий механизм взимания НДС идентичен во многих странах. Как известно, плательщиками этого налога являются юридические и физические лица, занимающиеся коммерческой деятельностью. Объектами обложения выступают оборот товаров, объем произведенных работ и оказанных услуг. Необходимо отметить, что налог взимается многократно на каждом этапе производства и реализации продукции при ее движении от первого производителя до конечного потребителя. Налоговая база определяется исходя из стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения, включая заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль и расходы общего характера (за электроэнергию, рекламу, транспорт и др.)- При этом стоимость средств производства и материальных затрат исключается из облагаемого оборота. Предусмотрены льготы при расчете и уплате НДС, которые определяются историческим и социально-экономическим развитием каждой страны. Однако общей для всех налоговой льготой является необлагаемый минимум оборота реализуемой продукции. Прежде всего это освобождение направлено на поощрение мелкого бизнеса, который, не располагая, как правило, квалифицированным бухгалтерским аппаратом, испытывает определенные трудности при исчислении налоговой базы. Кроме того, государство, освобождая от обложения малые предприятия, сокращает тем самым свои расходы, связанные со сбором и обработкой информации, а также с осуществлением оперативного управления и контроля за деятельностью налогоплательщиков.
По данным Международного валютного фонда, более 70% стран, которые ввели налог после 1995 г., выбрали унифицированную ставку (см. табл. 20.1). Выбор в пользу единой унифицированной ставки объясняется в частности тем, что многие зарубежные специалисты считают, что дифференциация ставок НДС ведет к ряду негативных последствий. К их числу относятся: нецелесообразность налогообложения ряда товаров с неэластичным спросом но повышенным ставкам, учитывая, что некоторые из них (например, бензин, табачные изделия, алкогольные напитки и др.) дополнительно облагаются акцизами. Отмечаются также высокие издержки администрирования НДС при использовании дифференцированных ставок, значительные потери доходов бюджета, создание дополнительных условий для уклонения от уплаты налогов за счет неправомерного использования разницы ставок. Кроме того, применение льготных ставок НДС на одни товары увеличивает угрозу давления в пользу установления льгот на более широкий круг товаров и соответственно опасность дальнейшей дифференциации ставок.
Большинство стран (прежде всего, развитые страны), которые когда-то сделали выбор в пользу дифференцированной шкалы ставок НДС, не спешат отказываться от нее. Они предпочитают совершенствовать администрирование налога, а не изменять ставки.