Налогообложение прибыли организаций в зарубежных странах
В настоящее время налог на прибыль взимается в большинстве государств. По большому счету механизм налогообложения прибыли во всех странах более или менее одинаков. Тем не менее законодательство каждого государства имеет свою специфику.
Плательщиками налога на прибыль являются организации, созданные в соответствии с законодательством каждой конкретной страны, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории страны через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников на территории государства.
Налоговая база для каждого налогоплательщика чаще всего определяется наличием или отсутствием у него статуса резидента. При этом в некоторых странах перечень облагаемых доходов зависит также от вида деятельности, которым занимается организация.
В налоговую базу резидентов, как правило, включаются все доходы, полученные как на территории страны, так и за ее пределами. У нерезидентов в налоговую базу входит только прибыль, полученная на территории страны. Однако некоторые страны применяют так называемый территориальный принцип формирования налогооблагаемой базы, т.е. в налоговую базу и резидентов, и нерезидентов включается только прибыль, полученная на территории страны (например, такой режим применяется во Франции).
Для формирования налогооблагаемой базы величина полученных доходов уменьшается на величину понесенных организацией расходов. Законодательство большинства стран разрешает признание расходов в целях налогообложения только в случае, если такие расходы документально подтверждены и экономически обоснованны, т.е. направлены на получение прибыли. В основном, так же как и в России, расходы подразделяются на амортизацию, материальные расходы, оплату труда и пр.
В большинстве государств амортизируемое имущество разбивается на группы, к которым применяются законодательно установленные амортизационные нормы.
В 2009 г., в ответ на мировой финансовый кризис, некоторые государства снизили ставку налога на прибыль организаций. Данная мера имела цель помочь производителям (в том числе не только отечественным) как можно быстрее выйти из кризиса. При этом ставка налога на прибыль снизилась, но наиболее высокие ставки налога на прибыль были установлены в Японии (40,69%) и США (40%).
Ставка налога также используется многими странами в качестве инструмента регулирования экономической активности. В большинстве стран установлены льготы при налогообложении прибыли:
• компаний, осуществляющих инвестиции в приоритетные отрасли, определенные государством;
• предприятий малого и среднего бизнеса;
• социально значимых организаций.
В некоторых странах наряду с налогом на прибыль установлен альтернативный минимальный налог. Поступления от такого налога позволяют государству получать хоть и минимальный, но зато гарантированный в заранее определенном объеме налоговый доход. Это избавляет правительство от необходимости экстренного поиска источников финансирования запланированных расходов, когда фактические налоговые поступления существенно ниже заложенных в бюджет. В общем случае взимание альтернативного минимального налога имеет своей целью обеспечение минимального уровня налоговых поступлений. При этом минимальный налог уплачивается в случае, если величина минимального налога превышает величину налога на прибыль, рассчитанную в общем порядке. В некоторых странах действует специальный порядок расчета налогооблагаемой базы для минимального налога. В США величина минимального налога равняется 22% налогооблагаемой базы, которая рассчитывается в порядке, отличном от порядка расчета базы налога на прибыль. При этом определенные расходы не учитываются вообще, а некоторые расходы (например, амортизация) пересчитываются по установленным правилам.
Налоговые вычеты (изъятия), применяющиеся но налогу на прибыль (доходы) организаций, включают в себя налоговый вычет на НИОКР, применяющийся по налогу на прибыль в Великобритании, который позволяет организации уменьшить размер налоговой базы на сумму, превышающую фактические затраты на НИОКР. Предприятия малого и среднего бизнеса по расходам на НИОКР вправе получить возмещение в виде денежных средств, перечисляемых на расчетный счет Управлением внутренних доходов и таможенных сборов. Для них действует наиболее льготный вычет, составляющий с 1 августа 2008 г. 175% фактических затрат на НИОКР, т.е. на каждые 100 ф. ст. затрат на НИОКР организации могут дополнительно уменьшить налоговую базу на 75 ф. ст.
Для получения налогового вычета на НИОКР необходимо, чтобы организация расходовала на финансирование НИОКР не менее 10 тыс. ф. ст. в отчетном периоде. С 1 апреля 2008 г. налоговый вычет для крупных компаний составляет 130% фактических затрат на НИОКР, но не более 7,5 млн ф. ст. по каждому проекту НИОКР.
Налогоплательщик вправе получить налоговый вычет только в том случае, если НИОКР направлены на решение научной или технологической проблемы, а также когда они направлены па достижение научных открытий.
К затратам па НИОКР разрешено относить следующие виды расходов: расходы на оплату труда, приобретение материалов, основных средств, программного обеспечения, платежи добровольцам, участвующим в клинических исследованиях, расходы на услуги субподрядчика, привлеченного для осуществления НИОКР, и т.д.
В США аналогичная льгота известна как налоговый вычет при увеличении объемов научно-исследовательской деятельности. Вычет непосредственно применяется к сумме налога на прибыль организаций, т.е. позволяет уменьшать налоговые обязательства, при этом величина прибыли остается неизменной, что обусловлено особенностями ведения бухгалтерского учета в США. Льгота является невозмещаемой, предоставляется на срок до 20 лет. Годовой размер льготы не может превышать 100 тыс. долл.
Главной целью льготы является стимулирование проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, имеющих прикладной и инновационный характер, т.е. направленных па создание новой продукции, улучшение качества выпускаемой продукции, технологии производства, безопасности.
Вычет установлен в размере 20% суммы превышения расходов на квалифицированные исследования над базовой величиной расходов (расходы за базовый отчетный период). Налогоплательщики вправе также обратиться за получением альтернативной налоговой скидки на базовые исследования.
Антикризисные поправки (после 2008 г.) включают в себя пакет мер, разработанных для бизнеса, например дополнительную амортизацию. Согласно общему правилу компания возмещает стоимость капитальных расходов через определенный период. По специальному решению официальных органов это можно сделать быстрее, чем предусмотрено графиком амортизации. Компаниям разрешили единовременно списывать в расходы до 50% стоимости имущества, используемого на территории США. В целях оказания помощи малому бизнесу в восстановлении стоимости некоторых капитальных расходов принята поправка, согласно которой малые предприятия могут выбрать схему списания таких расходов полностью, сразу после приобретения без возмещения расходов посредством амортизации.
Была также одобрена отсрочка по признанию дохода при аннулировании долга. По общему правилу в этот момент у налогоплательщика возникает доход. Компаниям будет разрешено признавать доход от аннулирования долга в течение 10 лет. И наконец, одобрено увеличение срока признания убытка с двух до пяти лет для компаний, относящихся к категории малых. В антикризисный налоговый пакет включены перечни не облагаемых налогом операций, эти перечни утверждаются конкретным штатом.