Морально-этические и нравственные проблемы в современном обществе
Проблемы современного общества обозначены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (в дальнейшем – Концепция).
Сложные социально-экономические обстоятельства, которые сложились в нашей стране в конце XX в., оказали деструктивное воздействие на духовно-нравственное состояние современного общества. Духовная дезинтеграция общества, вызванная во многом закономерной девальвацией ценностей старшего поколения, и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что современная Россия оказалась среди стран, лидирующих по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. В демографическом плане страна оказалось у черты, за которой может начинаться физическое вырождение нации.
Быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики привели к эрозии ряда важных морально-нравственных норм и ценностных установок, традиционных для России. Через СМИ, кино, рекламу, Интернет насаждаются модели, среди которых главная – обогащение и успех любой ценой.
Неопределенность и размытость базовой системы ценностных ориентиров, которые объединяют россиян в единую историко-культурную и социальную общность, недоверие многих людей друг к другу, обществу, бизнесу и государству, сложившееся в 90-е гг. неверие в себя приводят к тому, что Россия даже в глазах значительной части своих граждан не является привлекательной для жизни страной.
Отсутствие в 1900-х гг. ценностнообразующей государственной политики, приоритет парадигмы обучения в школе, игнорирование воспитательных задач привели к искажению ценностных ориентиров российского общества в начале XXI в.
Негативные последствия полного раскрепощения личности, ее освобождения от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом – утилитаризм, потребительство, гедонизм, балансирование на грани вседозволенности – не замедлили проявиться во всех сферах общественной жизни.
Выбор национального воспитательного идеала осложняется неоднородностью российского общества по этническому, религиозному и социальному признакам. Представители разных общественных групп могут иметь и имеют существенные ценностные различия. Но при этом национальные российские ценности должны иметь приоритет над групповыми интересами и целями.
В Концепции определен современный национальный идеал личности, на который должна ориентироваться школа, – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Источниками нравственности в Концепции названы:
– история России, российских народов, своей семьи, рода;
– жизненный опыт своих родителей, предков;
– традиционные российские религии;
– произведения литературы и искусства, лучшие образцы отечественной и мировой культуры;
– периодическая литература, СМИ, отражающие современную жизнь;
– фольклор народов России;
– общественно полезная и личностно значимая деятельность;
– учебные дисциплины.
Концепция относится к числу базовых документов, предназначенных для разработки новых образовательных программ в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания образовательных учреждений должны быть направлены на создание духовно-нравственной среды образовательного учреждения и предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России.