Международное транспортное право
Источниками международного транспортного права2 являются:
— международные конвенции, регламентирующие отдельные вопросы организации и регулирования транспортного процесса;
— национальное законодательство государств, по территории которых проходят маршруты международных перевозок;
— документы международных транспортных организаций;
— международные торговые обычаи.
Международные конвенции
В силу принципа территориального суверенитета каждое государство имеет полное право регламентировать транспортную деятельность на своей территории и в воздушном пространстве по своему усмотрению, применяя национальное транспортное законодательство. Поэтому исторически организация и осуществление международных перевозок сталкивались с проблемой необходимости учета особенностей правовой системы каждого государства, но территории которого проходил маршрут перевозки, что осложняло подготовку и выполнение перевозки.
Потребности растущего мирового торгового оборота обусловили выработку единообразных правовых норм, регулирующих перевозки в международном сообщении. Такие нормы получили закрепление в международных договорах, соглашениях, протоколах, которые получили общее название международных конвенций по транспорту. Исторически система конвенций складывалась по отдельным видам транспорта. Первые соглашения об условиях железнодорожных перевозок грузов, о режиме морских пространств и правилах судоходства были заключены еще в XIX в.
Международные конвенции, в зависимости от их направленности, регламентируют:
— общие принципы деятельности отдельных видов транспорта в международном сообщении (правовой статус путей сообщения, основные требования к транспортным средствам, порядок передвижения по иностранной территории и т.д.). Такие конвенции обычно устанавливают права и обязанности государств, а не транспортных операторов и их клиентов. Примером является Конвенция о международной гражданской авиации от 07.12.1944, также известная как Чикагская конвенция, которая установила основные принципы работы международной авиации, в частности — правила полетов над территорией страны-участницы, принцип национальной принадлежности воздушного судна, облегчение международных полетов, международные стандарты и рекомендованную практику и т.д.;
— порядок организации и выполнения международного сообщения между конкретными государствами (круг перевозчиков, которые допускаются к соответствующей деятельности, разрешительная система, маршруты, административные процедуры и т.д.). Подобные соглашения заключаются чаще всего на двусторонней основе. Примером являются двусторонние межправительственные соглашения о международном автомобильном сообщении, которые Российская Федерация имеет с 47 странами;
- специфические аспекты отдельных видов перевозок (особенности перевозок определенных видов грузов, применения отдельных видов транспортного оборудования и т.д.). Примером может служить Таможенная конвенция от 25.05.1956, касающаяся контейнеров, которая определяет порядок временного ввоза контейнеров при международных перевозках и технические требования к ним:
- условия перевозок грузов отдельными видами транспорта. Подобные конвенции обычно имеют сходную структуру и содержат разделы, описывающие:
- применяемые понятия и их определения;
- сферу применения положений конвенции;
- перечень, структуру, ОГЛАВЛЕНИЕ и реквизиты документов, оформляемых при подготовке и выполнении перевозки;
- обязанности сторон по договору перевозки;
- характер, виды и размер ответственности сторон, а также применяемые санкции;
порядок предъявления претензий и исков и т.д.
Подобные конвенции обычно носят многосторонний характер, как, например, Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом от 19.05.1956, Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951 и др.
Отдельные конвенции носят комплексный характер и включают нормы, относящиеся к различным вопросам из числа перечисленных выше.