Междисциплинарное взаимодействие и мультидисциплинарный подход в оказании услуг

Как показывают результаты исследований, проведенных в США, модели междисциплинарной организации медико-социального обслуживания были впервые описаны в справочной литературе по социальной медицине еще несколько десятилетий назад. Однако на практике междисциплинарный подход в отличие от мультидисциплинарного не получил большого распространения.

В определениях междисциплинарной системы организации услуг, сформулированных рядом экспертов, можно выделить следующие общие признаки:

• сотрудничество, коллективная работа команды специалистов различных областей;

• взаимодействие, коммуникация;

• коллегиальная выработка общих подходов, равноправный учет мнений всех специалистов;

• интерактивный процесс, подразумевающий участие клиента, строгая ориентация на индивидуальные потребности клиента.

Коллегиальный подход к оценке качества услуг особенно хорошо зарекомендовал себя в практике обслуживания инвалидов.

Специалисты, входящие в состав междисциплинарной команды, должны обладать навыками выявления первоочередных задач, сбора и обмена информацией, выработки и оценки решений, выработки единых позиций, реализации решений и оценки результатов.

Не менее важны для успешной работы команды следующие личные и профессиональные качества: умение слушать и устанавливать контакт, открытость, искренность, откровенность, умение четко и доходчиво излагать свои мысли, готовность осуществлять обратную связь по результатам своей деятельности, стрессоустойчивость, способность идти на личный и профессиональный риск, готовность делиться опытом и знаниями.

Комиссия по подготовке специалистов в области здравоохранения отметила следующие преимущества междисциплинарного подхода в обучении и повышении квалификации: студенты получают представление о различных парадигмах охраны здоровья; компетенция будущих специалистов расширяется благодаря ознакомлению с другими дисциплинами; студенты получают опыт формирования программ реабилитации; опыт обогащается в процессе взаимодействия со студентами, изучающими другие дисциплины; новые и неожиданные ракурсы рассмотрения проблем позволяют осознать важность вклада каждого из профильных специалистов в конечный результат.

Развитие междисциплинарного подхода в обучении специалистов по реабилитации связано с распространением принципа раннего вмешательства, т.е. оказания комплексного набора услуг детям раннего возраста с нарушениями развития или риском появления таких нарушений, а также их семьям. Принцип раннего вмешательства также способствовал укреплению тенденции к ориентации социальной помощи на семью, к установлению партнерства между родителями и специалистами, к учету социально-культурных особенностей семьи и включению членов семьи в междисциплинарные программы обучения для специалистов.

Оценка индивидуальных потребностей

В соответствии с принципами социальной модели инвалидности определение потребностей инвалида является основополагающим компонентом реабилитационного процесса. Оценка потребностей лиц с ограниченными возможностями, в том числе детей, вне зависимости от характера функциональных расстройств, в видах и объемах реабилитационных мероприятий и других услугах с целью восстановления физического, психологического и социального благополучия должна носить строго индивидуальный характер.

В основе определения потребностей лежит комплексный анализ всех факторов, влияющих на все стороны жизнедеятельности конкретного лица и способных обусловить ограничение его возможностей в связи с имеющимся функциональным нарушением. К таким факторам в первую очередь относятся: окружающая среда, степень социально-психологической адаптации, общее состояние здоровья, физическая подготовка, познавательные способности, уровень образования и материальное положение. Данный анализ осуществляется междисциплинарной группой специалистов, имеющих специализированную профессиональную подготовку и соответствующий опыт работы. Обследование с целью сбора данных для анализа должно проводиться в атмосфере уважения и доброжелательности, способствующей вовлечению самих инвалидов в процесс формирования программы реабилитации.