Лекция I. Макроэкономическая среда
Любая наука начинается с определения ее предмета и метода. Традиционно экономическая теория — Economics — понималась как отрасль знаний, которая имеет дело с распределением ограниченных (редких) ресурсов между неограниченными возможностями их использования. Однако современные достижения в области техники и технологии, компьютеризация и информатизация бизнес-процессов, с одной стороны, и то изобилие природного материала, которое мы видим вокруг нас, — бесчисленное множество песчинок, капель воды, солнечного света, снега, воздуха, пространства и многого другого — с другой, ставят под сомнение целесообразность акцента на ограниченности как на главном факторе экономической теории. Ведь даже если ресурсы безмерны и необозримы, это не снижает потребность в наиболее рациональном и эффективном их использовании, таком распределении факторов производства, товаров и услуг, при котором как можно большее число людей получило бы наибольшую пользу и наивысшее благо.
Ресурсы, человеческие потребности, способы организации производства и распределения готовой продукции составляют макроэкономическую среду деятельности бизнеса, функционирования государства и повседневной жизни индивидов. Задача профессиональных экономистов заключается в том, чтобы создавать и (или) поддерживать наиболее эффективные компоненты, способствующие достижению максимального благосостояния людей. Чтобы понять, почему одни элементы оказывают положительное влияние на жителей страны, а другие могут привести к неблагоприятным результатам, необходимо прежде всего разобраться в ключевых моментах применения макроэкономического инструментария анализа хозяйственной жизни и определить основные индикаторы состояния макроэкономической среды.
Лекция 1. Макроэкономический подход к анализу экономики
Согласно исследованиям большинство россиян стремятся упростить и схематизировать экономические знания и не хотят интересоваться новыми фактами, которые могут изменить их привычные представления об экономике. По данным ВЦИОМ, 60% опрошенных считают, что макроэкономический подход нельзя пересматривать, события должны изучаться так, чтобы не допускать повторных исследований, чреватых новыми подходами и интерпретациями. Тех, кто считает, что экономическое познание — непрерывный процесс, в два раза меньше — 31%. Около 80% респондентов полагают, что макроэкономика в школе должна преподаваться по единственному учебнику, чтобы исключить путаницу в неокрепших умах молодежи. Согласны ли вы с такой трактовкой?
XXI в. ставит новые задачи перед всеми науками. Особенно поразительные изменения происходят в области экономической теории. Если в XIX в. и даже в начале и середине XX в. под экономической наукой понималось все, что имело отношение к ведению хозяйства, будь то на уровне отдельного предприятия, обособленного домашнего хозяйства или целого государства, то к концу XX в. от когда-то единой экономики стали отпочковываться все более и более мелкие отрасли экономического знания. Вместо одной экономической теории мир увидел самое разнообразное число экономических дисциплин, некоторые из которых с трудом даже отдаленно напоминают свое прародину. Микро- и макроэкономика, индустриальная экономика, монетарная экономика, экономика труда, экономика общественного сектора, экономика благосостояния — этот перечень можно продолжать и продолжать.
Возникает закономерный вопрос: осталось ли что-либо собственно за экономической теорией? Или некогда занимавшие ее проблемы теперь получили самостоятельное существование в рамках отдельных экономик, и экономическую теорию можно упразднить за ненадобностью? В какой мере экономическая теория нужна экономическому сообществу? И что сегодня можно подразумевать под теорией, анализирующей экономическую жизнь страны в целом?