Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, т.е. обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения (ч. 1 ст. 27.7 КоАП). Осуществление личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, сопряжено с ограничением в первом случае права на личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22 Конституции РФ) и во втором - права владения, пользования и распоряжения имуществом (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ).
Объектами при досмотре вещей являются движимые вещи. Досмотр осуществляется в целях обнаружения предметов, относимых в соответствии с ч. 1 ст. 26.6 КоАП к вещественным доказательствам.
Личный досмотр и досмотр вещей представляют собой различные меры обеспечения производства по делу об административных правонарушениях, применение которых обусловлено различными процессуальными гарантиями досматриваемого лица.
Если при досмотре были обнаружены орудия совершения либо предметы административного правонарушения, указанные орудия (предметы) могут быть изъяты в соответствии со ст. 27.10 КоАП; на вещи, явившиеся орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения, может быть наложен арест согласно ст. 27.14 КоАП.
В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации (см. ч. 3 ст. 29.10 КоАП).
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, как правило, проводится в случае доставления, административного задержания. При этом наряду с протоколом об административном правонарушении составляется протокол о данной мере пресечения либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.
Личный досмотр, применяемый в соответствии со ст. 27.7 КоАП, следует отличать от личного обыска подозреваемого, осуществляемого в качестве меры процессуального принуждения согласно ст. 93,184 УПК. В соответствии со ст. 184 УПК при наличии оснований и в порядке, которые предусмотрены ч. 1 и 3 ст. 182 УПК, производится личный обыск подозреваемого, обвиняемого в целях обнаружения и изъятия предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела.
Личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.
Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов
Согласно ч. 1 ст. 27.8 КоАП осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 28.3 КоАП.
Под осматриваемыми помещениями, принадлежащими юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, понимаются недвижимые имущественные объекты, находящиеся у осматриваемого лица в собственности или на иных законных основаниях.
Под предпринимательской деятельностью, согласно п. 1 ст. 2 ГК, понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
При обнаружении в результате осмотра вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, указанные вещи могут быть изъяты либо на них может быть наложен арест в соответствии со ст. 27.10, 27.14 КоАП. Имущественные объекты, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения либо сохранившие на себе его следы, рассматриваются в качестве вещественных доказательств по делу. Документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, могут быть изъяты должностными лицами, уполномоченными на осуществление данной меры обеспечения производства по делу согласно ст. 27.10 КоАП.
При применении рассматриваемой меры предусмотрено составление специальных протоколов должностными лицами, перечень которых определен ст. 28.3 КоАП, независимо от составления протокола об административном правонарушении.
Указанный протокол в случаях, не терпящих отлагательства, составляется в отсутствие законного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя; таким образом, осуществление осмотра допускается в таких случаях и в отсутствие собственника осматриваемого помещения (лица, пользующегося данным помещением на иных законных основаниях), но обязательно в присутствии представителя юридического лица, представителя индивидуального предпринимателя, а также понятых. К случаям, не терпящим отлагательства, относится осуществление рассматриваемой меры административного пресечения на стадии исполнительного производства, применяемой в отношении лица, вина которого в совершении административного правонарушения установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания, а также при пресечении и раскрытии преступления или административного правонарушения. В указанных случаях должностные лица, осуществляющие осмотр, осведомлены о наличии в осматриваемых помещениях (на осматриваемых территориях) вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, или документов, имеющих значение доказательств по делу.