Коррекционная программа по результатам тестирования штур
Авторы ШТУР предложили свою специальную программу, предназначенную для улучшения результатов тестирования. Заниматься коррекцией вполне под силу как учителям в спецгруппах детей под руководством психолога, так и родителям (если позволяет образование) в домашней обстановке.
Коррекционная программа I
Для развития активного словаря предлагается проводить тренировки с помощью метода словесных ассоциаций.
Выбор словесных ассоциаций не ограничивается. Учитель называет слово, учащийся отвечает первой пришедшей в голову ассоциацией (можно называть существительные, глаголы, прилагательные). Например: стол — комната, качается, большой; пруд — рыба, кататься на лодке, глубокий.
Задание 1
1. Программа —
2. Взаимоотношение -
3. Характеристика —
4. Самообразование —
5. Век -
6. Верхолаз —
7. Полководец —
8. Космос —
9. Гласность —
10. Истоки —
11. Согласие —
12. Государство —
13. Граница —
14. Перестройка —
15. Великодушие —
16. Скульптор —
17. Вещь —
18. Виртуоз —
19. Чуткость —
20. Дальновидность —
21. Восток —
22. Фантазия —
23. Происхождение —
24.Группа —
25. Свобода —
26. Успех —
27. Симпатия —
28. Дежурство —
29. Тиран —
30. Спор -
31. Эгоизм —
32. Слава —
33. Чтение —
34. Характер —
35. Разоружение —
36. Честь —
37. Демонстрация
38. Талант —
39. Определение —
40. Достоинство —
41. Политика —
42. Дефект —
43. Доблесть —
44. Путь —
45. Уважение —
46. Праздник —
47. Словарь —
48. Иностранец —
49. Слово —
50. Ситуация —
Задание 2
Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное учителем, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только нарицательные существительные. Например: стол — тарелка; пруд — вода.
1. |
Школа — |
26. Письмо — |
2. |
Народ — |
27. Река — |
3. |
Буква — |
28. Газета — |
4. |
Количество — |
29. Телефон — |
5. |
Семья — |
30. Время — |
6. |
Ученик — |
31. Специалист — |
7. |
Наука — |
32. Литература — |
8. |
Путешествие — |
33. Мысли — |
9. |
Этаж — |
34. Пролетариат — |
10 |
Люстра — |
35. Популярность — |
11 |
Пакет — |
36. Страница — |
12 |
Геометрия — |
37. Власть — |
13 |
Врач — |
38. Спорт - |
14 |
Митинг — |
39. Демократия — |
15 |
Поезд — |
40. Секрет — |
16 |
Журнал — |
41. Удача — |
17 |
Машина — |
42. Картина — |
18 |
Театр — |
43. Правительство — |
19 |
Общество — |
44. Гастроли — |
20 |
Радио — |
45.Рекомендация |
21 |
Эпоха — |
46. Континент — |
22 |
Культура — |
47. Порядок — |
23 |
Техника — |
48. Реальность — |
24 |
11оэт — |
49. Диплом — |
25 |
История — |
50. Учитель — |
Задание 3
Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово произнесенное учителем, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. Например: стол — круглый; пруд — большой.
1. Список — |
26. Действие — |
2. Звезда — |
27. Дефицит — |
3. Кругозор — |
28. Шрифт - |
4. Лекция — |
29. Аргумент — |
5. Дом — |
30. Начало — |
6. Критика — |
31. Человек — |
7. Закон — |
32. Случай — |
8. Пища — |
33. Революционер — |
9. Книга — |
34. Воздух — |
0. Счастье |
35. Голос — |
11. Интерес — |
36. Содружество — |
12. Страна — |
37. Депутат — |
13. Жизнь - |
38.Группировка — |
14. Библиотека — |
39. Делец — |
15. Собака — |
40. Подробность — |
16. Убеждение — |
41. Емкость — |
17. Пример — |
42. Будни — |
18. Воспитание — |
43. Возражение — |
19. Музей - |
44. Год — |
20. Приказ — |
45. Восторг — |
21. Физика — |
46. Дипломат — |
22. Город - |
47. Энтузиазм — |
23. Принцип — |
48. Аромат — |
24. Группа — |
49. Мышление — |
25. Воззвание — |
50. Эффективность - |
Задание 4
Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное учителем, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только глаголы. Например: стол — стоит: пруд — блестит.
1. |
Фонарь — |
5. |
Деньги — |
|
||
2. |
Соловей — |
6. |
Корабль — |
|
||
3. |
Растение — |
7. |
Мемуары — |
|
||
4. |
Одежда — |
8. |
Командир — |
|
||
9. |
Подвиг — |
30. Гипотеза — |
||||
10. |
Публика — |
31. Ошибка — |
||||
11. |
Ухабы — |
32. Стекло |
||||
12. |
Контракт — |
33. Знание — |
||||
13. |
Самолет — |
34. Импорт — |
||||
14. |
Профессия — |
35. Линия — |
||||
15. |
Капитал — |
36. Беседа — |
||||
16. |
Диктант — |
37. Глаз — |
||||
17. |
Мебель — |
38. Металл — |
||||
18. |
Сутки — |
39. Катастрофа — |
||||
19. |
Порядок — |
40. Гром — |
||||
20. |
Живопись — |
41. Треугольник — |
||||
21. |
Симптом — |
42. Канал — |
||||
22. |
Диалог |
43. Радость — |
||||
23. |
Лифт — |
44. Микроскоп — |
||||
24. |
Стихи — |
45. Сказка — |
||||
23. |
Лед- |
46. Ярмарка — |
||||
26. |
Правда — |
47. Скульптура — |
||||
27. |
Агрессия — |
48. Правило — |
||||
28. |
Мнение — |
49. Урок - |
||||
29. |
Каникулы — |
50. Комедия — |
||||
В дальнейшем инструкции можно изменить — в качестве ассоциативного слова предложить использовать:
Вариант I — в задании 1 — существительные;
в задании 2 — прилагательные; в задании 3 — глаголы;
в задании 4 — любые свободные ассоциации.
Вариант II — в задании 1 — прилагательные;
в задании 2 — глаголы;
в задании 3 — свободные ассоциации;
в задании 4 — существительные.
Вариант III — в задании 1 — глаголы;
в задании 2 — свободные ассоциации;
в задании 3 — существительные;
в задании 4 — прилагательные.
В случае необходимости спустя какое-то время (примерно через два месяца) можно повторить тренировки. Кроме того, учитель может менять круг понятий, вводить по своему усмотрению такие, которые наиболее соответствуют школьной или какой-либо иной тематике.