Конкуренция и конкурентообразующие факторы
Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. Для успешного конкурентного противоборства предпринимателю необходимо не только производить высококачественную продукцию, но и постоянно повышать ее технический уровень, поэтому конкуренция между предпринимателями есть не что
иное, как продвижение новых, более эффективных товаров и услуг, новых идей, новых разработок. Именно благодаря конкуренции и на ее основе государства с рыночной экономикой характеризуются более интенсивным экономическим развитием, так как результат объективно зависит не только от набора технических, эстетических, эргономических и других свойств товаров (услуг), но и от условий их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, риск и т.д.). Конкуренция является ключевым моментом в рыночной экономике.
Основная цель конкурирующих субъектов на рынке строительных услуг — реализовать продукцию с целью удовлетворения потребностей общества и получения наибольшей прибыли.
Для достижения своих целей предприятие поставляет на рынок новые виды продукции и услуг более высокого качества, устанавливает более высокую цену и стимулирует других переналаживать свое производство, выпуская хорошо зарекомендовавшую себя продукцию. При этом снижаются цены, а при насыщении рынка они стабилизируются на определенном уровне. В условиях отсутствия спроса на продукцию и услуги цены опускаются ниже себестоимости. Через колебания рыночных цен вокруг стоимости устанавливается уровень цен, при котором наблюдается равенство спроса и предложения. Однако в условиях рынка конкуренция сбивает равновесие между спросом и предложением и создает новую рыночную ситуацию.
Существуют следующие рыночные ситуации: чистая конкуренция, чистая (абсолютная) монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.
В случае чистой конкуренции не ограничено число участников, производящих однородную продукцию.
Для чистой (абсолютной) монополии характерно наличие одной фирмы, которая является межведомственным производителем продукции или услуг, не имеющей близких заменителей. Фирма представляет собой всю отрасль, проникновение в отрасль других фирм заблокировано, дифференциация продукции отсутствует.
В условиях рыночной экономики подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его строгим контролем.
Монополистическая конкуренция — рыночная ситуация, при которой относительно большое число продавцов производят дифференцированные продукты. Дифференциация затрагивает прежде всего качество продукта или услуг, благодаря чему у потребителей складываются неценовые предпочтения, продукция может быть дифференцирована по условиям послепродажного обслуживания, доступности товара и услуг, интенсивности рекламы и т.д. Вхождение в рынок с монополистической конкуренцией довольно легко.
Главная особенность олигополии — небольшое количество участников конкуренции. В этой ситуации относительно малое число фирм господствует на определенном рынке, где продукция или услуги стандартизированы или дифференцированы. Четко установленных границ между раз
личными рынками нет, и модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся от чистой монополии до монополистической конкуренции. Войти в рынок в этом случае очень сложно.
В зависимости от обстоятельства хозяйствующий субъект может использовать любую модель конкурентного поведения.
В условиях рыночной экономики различают три типа конкурентного поведения: креативный, приспособленческий, обеспечивающий (гарантирующий).
При креативном конкурентном поведении действия конкурентов состоят из системы мероприятий, направляемых на создание каких-либо новых компонентов рыночных отношений, которые обеспечивали бы превосходство над соперниками, — новой продукции, новых форм технологии и организации производства, новых методов распределения и сбыта и т.д. Основным признаком креативной конкуренции является стремление рыночных контрагентов к изменению существующей структуры спроса и предложения.
Приспособленческое конкурентное поведение состоит в учете инновационных новейших изменений в производстве и в попытках упредить действия соперников, связанных с модернизацией производства. Приспособленческое конкурентное поведение применяется в том случае, когда предприниматель не до конца уверен в своих инновационных возможностях и стремится прежде всего к копированию в возможно более сжатые сроки достижений своих соперников.
Обеспечивающее (гарантирующее) конкурентное поведение основано на стремлении предпринимателя к сохранению и стабилизации на длительную перспективу достигнутых позиций на рынке за счет повышения качества продукции, видоизменения ассортиментного набора продукции, оказания дополнительных услуг, связанных с гарантийным обслуживанием. Обеспечивающее конкурентное поведение применяется обычно в том случае, когда предприниматель не имеет возможности существенно менять производственную и коммерческую программы и обладает слабым инновационным потенциалом.
Тот или иной тип конкурентного поведения применяется предпринимателем в зависимости от методов конкурентного соперничества. В практике бизнеса обычно используются два метода конкуренции: ценовая и неценовая. Ценовая конкуренция представляет собой соперничество предпринимателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации определенной продукции, снижения цен на эту продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Пеценовая конкуренция предусматривает: 1) изменение свойств продукции; 2) придание продукции качественно новых свойств; 3) создание новой (не существовавшей раньше) продукции для удовлетворения тех же потребностей; 4) обновление свойств товара, являющихся символом моды, престижа, т.е. изменение квазикачества товара; 5) совершенствование услуг, сопутствующих товару, — доставка, монтаж, наладка, гарантийный ремонт и т.п.
Применение того или иного метода конкуренции зависит от конкретных условий той конкурентной стратегии, которая разработана предприятием на определенный промежуток времени.
Конкурентная стратегия эго концепция действий предприятия, направленных на достижение поставленной цели. Изначально конечной целью предприятия являлась монополизация рынка товаров для получения максимальных доходов, однако ни одно предприятие в странах с рыночной экономикой не сумело за годы своего существования монополизировать рынок. Такое положение приводит к тому, что любое предприятие осуществляет полистратегичсский поиск, т.е. в своей деятельности применяет одновременно по крайней мере две стратегические установки: на монополизацию рынка (действия предприятия направлены на уменьшение числа конкурентов) и на интеграцию своей деятельности в единый процесс функционирования рынка (действия предприятия направлены на стабилизацию своего положения путем уменьшения степени риска за счет долго- или краткосрочного сотрудничества с другими предприятиями в форме корпораций, ассоциаций, т.е. с использованием горизонтальных и вертикальных связей). Первая установка изначально предполагает дискриминирующие действия по отношению к конкурентам, она влечет за собой изменение баланса сил на рынке; вторая установка предполагает снижение конкурентной активности, сохранение баланса сил, если эти силы признаются равновеликими.
Выбор стратегии или сочетания стратегий осуществляется строительными предприятиями в зависимости от ролевой и содержательной функций предприятия в процессе конкурентного взаимодействия.
Для правильного выбора стратегии конкуренции каждому строительному предприятию необходимо владеть методикой оценки конкурентоспособности, а также учитывать те существенные отличительные характеристики, которые свойственны рынку строительных услуг и присущим ему конкурентным отношениям. К стоимостным услугам прежде всего относятся услуги в инжиниринге и строительстве, связанные как с разработкой проектов и собственно сооружением, так и с руководством строительства. Строительные предприятия могут базировать свою конкурентную стратегию как на основе специализации и концентрации, так и диверсифицируя свою деятельность.
При разработке стратегии конкуренции строительному предприятию необходимо учитывать конкурентообразующие факторы в условиях рыночных отношений. Все факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и услуг, разделяют па внешние и внутренние.
К внешним факторам прежде всего относится маркетинг (предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей строительной и ремонтно- строительной продукции), т.е. проведение маркетинговых исследований в части получения заказов на выполнение строительных работ, услуг.
К внутренним факторам относятся: технология, техника, организация строительного производства и экономические факторы.
Основные задачи технологии состоят в том, чтобы получить готовый продукт с возможно более высокими качественными характеристиками
при наименьших затратах производственных ресурсов, использовать новые средства труда, изменить снабжение строительными материалами и конструкциями и т.д., что оказывает наибольшее воздействие на производительность во взаимосвязи с другим фактором — профессиональными кадрами.
Техническая система обеспечивает эффективное использование основного технологического оборудования, машин и механизмов. Внедрение технических новшеств и связанные с ними изменения в технологии обеспечивают на выходе конкурентоспособную продукцию.
Организация строительного производства позволяет рационально использовать людей, оборудование, предметы труда и создавать условия для осуществления прогрессивного строительного производства с наименьшими затратами. На организационном этапе большое значение имеет ускорение оборота времени производственных фондов. Поэтому непрерывность производства, его ритмичность, пропорциональность использования средств труда рассматриваются как основные измерители эффективной организации строительного производства.
Основные экономические факторы, характеризующие конкурентоспособность строительного предприятия на рынке, — объем продажи продукции и услуг, чистая прибыль.
В оценке деятельности строительных предприятий значимыми признаются: доля прибыли в объеме продаж продукции и услуг после вычета налогов (этот показатель рентабельности может колебаться в больших пределах и в основном зависит от принятых на уровне государства норм налогообложения), показатель чистой рентабельности (отношение прибыли после вычета налогов к собственному или используемому капиталу), показатель платежеспособности (отношение оборотных средств к краткосрочной задолженности).
Выбор оптимальных показателей конкурентоспособности, которые объективно отражали бы условия и формы конкуренции на рынке строительных услуг, является ключевым вопросом в развитии конкуренции строительных предприятий.
Наиболее значимым оценочным показателем конкурентоспособности строительного предприятия К() является отношение числа выигранных тендеров к общему числу случаев участия предприятий в определенном сегменте рынка строительных услуг с учетом объемов тендеров:
(3.1)
где Qi — объем работ /-го тендера в денежном выражении; Лгв — число выигранных предприятием тендеров; — общее число участия предприятия в тендерах.
Данный показатель отражает реальное положение строительного предприятия на рынке строительных услуг.
Чтобы учесть, в какой мере возможности и опыт строительного предприятия соответствуют специфике торгов, представляется целесообразным
рассчитать показатель, характеризующий долю работ, выполняемых собственными силами по объектам, построенным на основе тендеров:
(3.2)
где 0сс/ — объем работ /-го тендера, выполненных собственными силами, в денежном выражении; Оо, — общий объем работ /-го тендера в денежном выражении.
В практике, особенно зарубежной, для оценки конкурентоспособности организации часто используется коэффициент, отражающий превышение ею минимальной цены предложения, определяемый по формуле
где /Су — коэффициент превышения строительной организацией минимальной цены по7-му объекту; Рщ — минимальная цена предложения /-м организации по]-му объекту; Ру — фактически предлагаемые цепы /-ми организациями по у-м объектам.
Ориентиром в данной оценке являются случаи, когда К у = 1,2. При большем значении Кц принято считать, что у организации нет значительной заинтересованности в получении подряда, но они могут работать, если случайно выиграют тендерный торг. В этих случаях может просматриваться также сговор участников торгов.
Главными претендентами на получение подряда на торгах будут организации, которые имеют Ку = 1 - 1,25. Эти организации работают, как правило, в узком сегменте рынка, хорошо изучили требования заказчиков, реально могут оценивать стоимость работ и уже имеют достаточный опыт возведения подобных объектов, что позволяет им минимизировать издержки.