Лекция 10. КАТЕГОРИИ ЭТИКИ

Анализируя успешную предпринимательскую деятельность, можно увидеть набор ценностей, который составляет субъективную предпосылку успеха.

Предпринимательство, бизнес — инициативная деятельность социальных субъектов, осуществляемая от своего имени, на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность, направленная на систематическое получение дохода законными способами. Целью предпринимательства является общественно полезная деятельность, приносящая доход и осуществляемая в рамках закона.

Нравственные основы цивилизованного бизнеса

Цивилизованный бизнес все больше включает человеческий фактор, предполагает наличие социальных субъектов, способных совершать ответственные действия, получать прибыль, не нанося вреда обществу и природе. Настоящий предприниматель или менеджер — это всегда яркая личность, обладающая нравственными качествами. К таким качествам относятся: честность, ответственность, уважение человеческого достоинства, умение выполнять данные обещания. Важной предпосылкой цивилизованного бизнеса является наличие целостной личности, обладающей чувством собственного достоинства, способной осуществлять нравственный выбор. Предприниматель — это еще мечтатель, творец, способный реализовать свою мечту, человек, который несет людям добро, благополучие и счастье.

Целостность личности формируется вместе со способностью оперировать категориями этики. Именно личностные ценности (которыми человек не может пожертвовать ни при каких обстоятельствах, не разрушив тем самым свою индивидуальную идентичность) лежат в основе поведения. Эти цели у людей могут быть разными, но в рамках одной культуры они могут совпадать. Такими общими ценностями для западной цивилизации выступают категории счастья, справедливости, долга, человеческого достоинства, права человека. Благодаря существованию этих общих ценностей возможны социальный порядок и социальное единство. Классическая этика опирается на такие категории, как добро и зло, долг, ответственность, честь, достоинство, смысл жизни, счастье.

Добро и зло

Добро и зло — предельно общие ценностные понятия, позволяющие человеку ориентироваться в социальном пространстве и определять цели своей деятельности. Есть люди, более склонные к добродетели, чем к пороку. Современная наука (генетика и психология) доказала, что 20% людей рождаются альтруистами, 20% — генетические эгоисты, а остальные 60% — застенчивые эгоисты, сомневающиеся, колеблющиеся, их поведение больше зависит от воспитания и социальной среды. Таким образом, истина заключается в том, что большинство людей (60%) поддаются воспитанию, т.е. способны к добродетели. Если к ним добавить 20% тех, кто добродетелен от природы, то получится 80%. Из этой статистики следует простой и убедительный вывод: если общество способствует формированию таких качеств, как взаимопомощь, доброта, то у 80% людей будут проявляться эти качества и только 20% в глубине души останутся эгоистами. И наоборот, в обществе, где пропагандируются эгоизм, нажива, жестокость, 80% людей будут жестокими эгоистами и только 20% останутся несмотря ни на что альтруистами.

Такое соотношение является, по мнению американского философа Ф. Фукуямы, оптимальным. Обществу для стабильности одинаково необходимы и добродетельные альтруисты, и порочные эгоисты. Для объяснения своей позиции он приводит такой пример: если бы мы могли представить общество ангелов, в котором каждый был бы совершенно честен и склонен к сотрудничеству, то такое общество было бы нестабильным, в нем обязательно появятся индивиды, которые, зная, что все остальные будут держаться своих обязательств, попытаются извлечь из этого пользу. Достаточно одного добившегося успеха нарушителя, чтобы превратить ангелов в обычных людей. Ген оппортунизма и предательства среди популяции нацеленных на сотрудничество людей сможет очень быстро распространиться. Это объясняет, почему создатели финансовых пирамид преуспели на Юге США, где они эксплуатировали честность и доверие, распространенные среди секты мормонов.

С другой стороны, общество, в котором все люди являются дьяволами, стремящимися обвести вокруг пальца своих собратьев при каждом возможном случае, тоже не будет стабильным. Появление небольшого количества честных сотрудников в этом обществе дьяволов даст людям, склонным к сотрудничеству, большие выгоды и преимущества. На фоне дьяволов, не способных к сотрудничеству, ангелы выиграют, если объединятся. Таким образом, простое рассуждение приводит нас к выводу, что реальное соотношение добрых и злых людей является теоретически и практически оптимальным.

Эти выводы подтверждает классическая теория игр. Смешанные популяции голубей и соколов не будут стабильными; если соколы съедят всех голубей, они примутся друг за друга. Таким образом, из теории игр следует, что любая популяция будет состоять из добродетельных и порочных, но в разных пропорциях.