Источники таможенного регулирования в рамках Таможенного союза Евразийского экономического сообщества
Как уже отмечалось, важнейшей характеристикой современного международного таможенного права является то, что некоторая его часть в рамках создаваемых интеграционных объединений государств преобразуется в наднациональное право с присущими ему наднациональными источниками правового регулирования.
Таможенное дело, реализуемое в ТС ЕврАзЭС, нуждается в упорядочивающем воздействии, что находит свое выражение в таможенном регулировании, т.е. в регулировании таможенного дела. Под таможенным регулированием в соответствии с п. 1 ст. 1 ТК ТС понимается правовое регулирование таможенных отношений (отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу ТС, их перевозкой по таможенной территории ТС, временным хранением, декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, связанными с перемещениями товаров).
Перемещение через таможенную границу осуществляется в определенном порядке. Этот порядок и правила необходимо установить, тем самым определить ОГЛАВЛЕНИЕ таможенного дела. Установление порядка и правил есть регулирование, установление порядка и правил перемещения товаров и транспортных средств лицами и есть таможенное регулирование.
Таможенное регулирование – это установление порядка и правил, регулирующих таможенные отношения.
При соблюдении этих правил лица реализуют право на перемещение товаров через таможенную границу ТС. Лицо может переместить через границу государства товары только при соблюдении всех мер тарифного и нетарифного регулирования, инструментом обеспечения соблюдения данных мер и является таможенное дело.
Для того чтобы переместить товары необходимо соблюсти порядок и правила. Они включают в себя необходимость пройти таможенное оформление и таможенный контроль, т.е. совершить таможенные операции, составляющие таможенное оформление, которое включает в себя прибытие товаров на таможенную территорию, временное хранение, декларирование, выпуск товаров. Таможенное оформление охватывает уплату таможенных платежей и прохождение определенных форм таможенного контроля.
Источниками таможенного права России в условиях ее участия в ТС ЕврАзЭс являются:
1) нормативные правовые акты;
2) международные договоры, к которым присоединилась Россия;
3) наднациональные правовые акты ТС ЕврАзЭс.
Итак, в новых условиях ТС систему источников таможенного регулирования составляет таможенное законодательство ТС и таможенное законодательство государств – членов ТС, а также принятые в соответствии с ними подзаконные нормативные правовые акты по вопросам таможенного регулирования.
К примеру, источниками таможенного права России являются:
1) Конституция РФ;
2) таможенное законодательство ТС;
3) таможенное законодательство РФ;
4) подзаконные правовые акты РФ (указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов).
Таможенное законодательство ТС включает в себя три вида источников и действует на единой таможенной территории ТС (п. 2 ст. 3 ТК ТС):
1) ТК ТС,
2) международные договоры государств – членов ТС, регулирующие таможенные отношения,
3) решения комиссии ТС.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 1 ТК ТС таможенное регулирование в ТС осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ТС, а в части, не урегулированной таким законодательством, в соответствии с законодательством государств – членов ТС.
Таможенный кодекс ТС – это приложение к международному договору о ТК ТС, принятому Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 17. По своей правовой природе – это международный договор. Таможенный кодекс ТС содержит международно-правовые нормы, регулирующие таможенные отношения в государствах – членах ТС. Он имеет прямое действие.
Таможенный кодекс ТС в целом регулирует практически все составляющие таможенного дела (таможенный контроль, таможенные операции, таможенные процедуры, затрагивает также частично и борьбу таможенных органов с нарушениями таможенных правил):
– определяет основные понятия таможенного дела: перемещение товаров, ввоз, вывоз, декларант, лица, таможенные процедуры, таможенные операции, таможенный контроль и т.д.;
– определяет порядок осуществления таможенных операций, порядок помещения товаров под таможенные процедуры, порядок осуществления таможенного контроля, уплаты таможенных платежей и т.д.;
– определяет основные задачи деятельности таможенных органов и устанавливает перечень лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
– регулирует отношения обжалования деяний таможенных органов и их должностных лиц, порядок консультирования, информирования по таможенным вопросам.
Международные договоры государств – членов ТС, регулирующие таможенные отношения, – это те международные договоры, в которых регулируется порядок перемещения товаров через таможенные границы ТС, участниками этих договоров являются государства – члены ТС. При этом не любые договоры, а только те, которые регулируют таможенные правоотношения в ТС. Примеры: Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории ТС от 5 июля 2010 г., Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г. Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 г. и т.д.
Решения Комиссии ТС (Евразийской экономической комиссии) – это наднациональные правовые акты, регулирующие таможенные отношения в ТС, имеющие прямое непосредственной действие на территории государств – членов ТС.
При этом к таможенному законодательству относятся только те решения Комиссии ТС, которые принимаются в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств – членов ТС.
Комиссия ТС – это единый постоянно действующий регулирующий орган ТС согласно ст. 6 Договора о Комиссии ТС от 6 октября 2007 г.
В настоящее время Комиссия ТС упразднена, а все ее функции переданы Евразийской экономической комиссии – единому постоянно действующему регулирующему органу ТС и Единого экономического пространства.
Согласно ст. 5 Договору от 18 ноября 2011 г. о Евразийской экономической комиссии, Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для сторон, и рекомендации, не носящие обязательного характера.
Решения Комиссии входят в договорно-правовую базу ТС и Единого экономического пространства и подлежат непосредственному применению на территориях сторон.
Таким образом, в рамках ТС ЕврАзЭС, так же как и в Европейском союзе, созданы все предпосылки для становления и развития наднационального права в сфере таможенного регулирования. Международное таможенное право в данном случае преобразуется частично в право наднациональное, внутреннее право ТС ЕврАзЭС, в частности.