Использование средств наглядности
Проводя лекционное занятие, нужно позаботиться о предоставлении студентам средств наглядного обучения. Для удобства можно выделить три типа наглядности.
1. Предметная – модели, макеты, экспонаты.
2. Изобразительная – рисунки, фотографии, кинофильмы, портреты (например, известных социологов). Такая наглядность наиболее доступна. Разновидности изобразительной наглядности:
• событийная – изображение событий;
• типологическая – изображение общих типов людей или людских сообществ, что более характерно для занятий по социологии.
3. Условная – схемы, таблицы, графики, особенно важные в социологии.
Существуют определенные правила использования средств наглядности.
1. Лучше не использовать большое количество наглядных пособий на одном занятии – это отвлекает студентов от осмысления теории. Иногда на одной таблице, картине или тем более фильме можно спланировать целое занятие.
2. Наглядное средство должно быть адекватно содержанию занятия.
3. Наглядное средство демонстрируется лишь в тот момент, когда о нем говорится.
4. Обязательна подготовка к восприятию наглядного материала – объяснение того, что будет дальше показано.
5. Наглядные пособия вначале воспринимаются в общем, потом по деталям, а в конце делается обобщение.
6. Наглядное средство показывается с комментарием и объяснением преподавателя. В некоторых случаях перед показом картинки, фильма или таблицы уместно продиктовать вопросы, ответы на которые будут обсуждены после просмотра.
Использование учебной доски
Во время занятий из всех подручных средств обучения проще всего использовать учебную доску. Поэтому следует продумать заранее, какие слова и рисунки вы собираетесь выложить на доске, а также проверить наличие мела или маркера, чтобы не отвлекаться во время занятия на его поиски.
Особенности рисунка на учебной доске
1. Последовательное воспроизведение деталей.
2. Обеспечение быстрого объяснения материала.
3. Доходчивость.
4. Динамичность.
5. Организация внимания студентов.
Правила работы на доске
1. Записи на доске ведутся по порядку: слева направо и сверху вниз. В противном случае студенты будут без конца вглядываться в исписанную доску и спрашивать, где именно вы записали новые слова.
2. Термины и фамилии записываются в именительном падеже.
3. Записывая что-то, желательно проговаривать это вслух.
4. Рисуя схему или таблицу, запишите краткие обозначения символов, иначе получатся никому не понятные стрелочки и квадраты.
5. Следует записывать только самое необходимое:
• трудные для восприятия на слух слова (обычно иностранные);
• те слова, на которых нужно сфокусировать наибольшее внимание.
6. Если вы испишите всю доску, она покажется аудитории слишком пестрой и будет отвлекать внимание студентов. Поэтому те схемы и слова, в записи которых отпала необходимость, можно постепенно стирать.
7. Написав что-то на доске, следует тут же отойти вправо, чтобы аудитория увидела написанное.
Использование технических средств
Современное высшее образование немыслимо без использования технических средств. Если вы хотите задействовать проектор, то заранее позаботьтесь о выполнении некоторых правил.
1. Материал для показа или прослушивания необходимо отобрать и проверить еще при составлении тематического плана.
2. Следует предусмотреть запасной вариант работы, так как основной может не осуществиться по техническим причинам.
3. Накануне или в начале занятия надо подготовить студентов к восприятию показа, т.е. рассказать, что будет показано, зачем и каковы задачи учащихся во время просмотра материала.
4. Необходимо определиться, как вы будете обрабатывать впечатления студентов от увиденного и услышанного – в виде обсуждения, творческого задания или письменной контрольной работы.
Оценка проведенной лекции
Каждый преподаватель должен понимать свои слабые и сильные профессиональные стороны, чтобы работать над собой и постоянно совершенствовать свой курс лекций.
Примерный порядок критического анализа проведенной лекции
1. Определить, насколько структура лекции, ее ОГЛАВЛЕНИЕ и методика преподавания соответствовали поставленным учебным целям.
• Выделено ли главное положение в теме?
• Освещены ли различные подходы к анализу проблемы?
• Использованы ли методические приемы для повышения мотивации к изучению темы?
• Показана ли связь между темой лекции и будущей профессиональной деятельностью социолога?
• Учтен ли профиль факультета в содержании лекции? Ведь одно дело – читать лекцию по социологии студентам социологического факультета, а другое – читать ее же студентам факультета психологии или юриспруденции.
• Логичны и понятны ли выводы и обобщения?
• Использованы ли результаты последних социологических исследований?
• Были ли эффективны воспитательные моменты на лекции?
• Была ли дискуссия со студентами?
2. Вспомнить, как осуществлялась активизация внимания студентов на лекции.
• С помощью организации обратной связи?
• С помощью переключения внимания?
• С помощью новизны и яркости средств наглядности?
• С помощью образности и выразительности речи?
3. Вспомнить, как осуществлялась активизация памяти учащихся.
• Через установление ассоциаций?
• Через повторения?
• Через эмоциональную нагрузку?
• Через установку на длительность запоминания?
• Через выделение опорных пунктов для запоминания?
• Через использование систематизирующих и обобщающих таблиц?
• Через использование особых мнемотехнических приемов?
4. Уточнить для себя, как осуществлялась активизация мыслительной деятельности студентов.
• Давались ли логически верные определения новых понятий?
• Давались ли задачи на решение проблемных ситуаций?
• Учитывались ли индивидуальные интеллектуальные особенности студентов?
• Использовался ли прием беседы?
5. Отметить для себя доминирующее психическое состояние студентов во время лекции.
• Вялость и апатия.
• Эмоциональный подъем.
• Деловой настрой и глубокая заинтересованность темой.
6. Выбрать наиболее приемлемый стиль общения с аудиторией.
• Бывали ли моменты агрессивности, конфликтные ситуации в общении со студентами?
• Проявлялось ли высокомерие?
• Был ли выдержан педагогический такт?
• Придерживались ли вы строго эмоционального, делового или доверительного стиля общения?
• Насколько дружелюбно вас приняла аудитория?
• Были ли вопросы со стороны студентов?
• Не было ли фамильярности в общении со студентами?
Проверив себя (или коллегу) по этому плану, можно открыть для себя много новых и небесполезных для работы профессиональных качеств. По этому плану можно также составить памятку для студентов педагогического вуза, проходящих педагогическую практику.