Характеристика принципов социального обучения

Становление теоретических основ социального обучения (дидактики), выявление сущности дидактических категорий закономерностей, принципов, правил проходят в упорной борьбе различных взглядов ученых. Это касается и новой отрасли педагогической науки, такой как социальная педагогика.

Вплоть до недавнего времени в обучении не существовало разграничения понятий закономерностей и принципов взаимодействия с педагогическим потенциалом социума, реализации педагогического потенциала социума в обучении. Однако в ходе дискуссий в 90-х гг. прошлого века было доказано, что принципы социального обучения определяются не только его целями, но и социальной средой обучения, педагогическими средствами, присущими ей, и имеют социально-педагогический характер, а некоторые принципы утрачивают свое значение и сходят с педагогической сцены (например, самодеятельность, индивидуальность). Происходит перестройка содержания принципов, сохранивших свое значение в новых условиях, и появляются новые принципы, в которых отражаются новые требования общества к обучению.

В современном понимании дидактики существует положение о том, что принципы социального обучения исторически конкретны и отражают насущные общечеловеческие потребности.

Принципы социального обучения выступают в органическом единстве, образуя концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. С целью правильного применения закономерностей процесса социального обучения может быть сформулирован целый ряд основных дидактических принципов, важнейшие из которых объединены в систему. Дидактические принципы подразделяются на общие и специфические, соответствующие закономерностям обучения, которые определяют всю деятельность учителя, организацию обучения, составление учебных планов и выбор средств по всем учебным предметам и ступеням обучения.

Общие дидактические принципы получили развитие в традиционной педагогике, где предпринимались многочисленные попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нашего времени. Так, С. П. Баранов выделяет следующие принципы обучения: воспитывающий характер обучения; научность обучения; сознательность обучения; принцип доступности; наглядность обучения; принцип сознательности и активности обучения; прочность обучения; индивидуализация обучения. Н. А. Сорокин предлагает включить в вышеперечисленную систему принцип связи теории с практикой и не считает необходимым включать в ее воспитывающий характер обучения как принцип дидактики. И. П. Подласый считает, что принцип индивидуализации обучения не стоит включать в систему дидактических принципов, но, как и Н. А. Сорокин, вводит в данную систему принцип связи теории с практикой и принцип эмоциональности обучения.

При всей значимости вклада разработчиков педагогических принципов, тем не менее ни одним из авторов не рассмотрены дидактические принципы через призму социальной среды, влияния ее педагогических возможностей на процесс обучения. Эти упущения дополняются в специфических принципах социального обучения.

Специфические дидактические принципы отражают социумный характер обучения и строятся на общих и специфических закономерностях социальной педагогики. Принципы социального обучения, отражая в своей основе классические общие принципы обучения, основное внимание сосредоточивают на нормах и правилах взаимодействия с педагогическим потенциалом социума по его реализации (развитии) в интересах социального обучения.

Анализ различных подходов к систематизации принципов обучения в традиционной педагогике позволяет выделить в качестве основополагающих в социальном обучении следующие принципы: принцип социумности в обучении; принцип природосообразности обучения; принцип доступности в обучении; принцип целенаправленности взаимодействия с социальной средой; принцип системного взаимодействия с социальной средой; принцип информационной достаточности и др.

Социальное обучение, опираясь на общепедагогические принципы обучения, одновременно имеет свои принципы передачи знаний от социума к личности или социальной группе.

Рассмотрим основополагающие принципы социального обучения более подробно.