Готовность к школе.
В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется подготовке к школе, в результате чего у детей начинают формироваться такие элементы учебной деятельности, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов.
К концу дошкольного возраста возникает готовность к школьному обучению. От того, насколько были сформированы в дошкольном периоде необходимые предпосылки, будет зависеть качество учебной деятельности. Обозначают следующие предпосылки.
1. Общее физическое развитие. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно сформированности мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы (степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности; нарушения нервной деятельности, как и общего состояния здоровья, прежде всего сказываются на работоспособности, что может отрицательно повлиять не только на успеваемость, но и на отношение ученика к школе, учебе и общение со сверстниками).
2. Овладение четкой, связной, грамматически и фонетически правильной речью, умение осуществлять простейший звукобуквенный анализ.
3. Познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность.
4. Развитие произвольного внимания и опосредованного запоминания. Умение слушать речь, объяснения учителя, смотреть и видеть, сосредотачиваться на работе. Вспоминать то, что нужно для понимания нового, а также умение объяснять, делать выводы.
5. Овладение достаточным объемом знаний и представлений об окружающем мире: представлениями о пространстве, представлениями о времени. Владение элементарными счетными операциями.
6. Коммуникативная деятельность. Готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи, умению подчиняться требованиям взрослых. На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинается формирование новых, необходимых для обучения качеств.
Таким образом, основными новообразованиями дошкольного возраста являются: произвольность поведения (возникает в игровой деятельности), появление сенсорных эталонов (как следствие обобщения перцептивного опыта в изобразительной, исследовательской деятельности и конструировании), появление этических инстанций; социализированная речь и децентрация мышления; некритически принятая Я-концепция (гендерное само- обозначение, имя, представление о жизненном сценарии, эмоциональная самооценка).
В развитии игровой деятельности — игры сюжетно-ролевые чаще заменяются играми-соревнованиями. То есть мотивация процессом сменяется мотивацией результатом: не играть, а выигрывать. Так, постепенно, с вступлением ребенка в младший школьный возраст, учебная деятельность начинает вытеснять игровую.
Кризис семи лет по Д. Б. Эльконину относится к кризису изменения отношений и связан с тем, что ребенок выходит за пределы семьи и фактически приобретает свою первую социальную роль — роль ученика. Протекание кризиса зависит от того, насколько ребенок психологически готов к школе, мотивирован. У детей, созревших для школьного обучения, кризис может пройти незаметно, ребенок справляется с ситуацией, легко входит в систему школьных взаимоотношений. У детей с низким уровнем готовности к школе кризис может проходить бурно — с капризами, страхами перед школой и учителем. Все это усиливает нагрузку на нервную систему ребенка, поэтому не готовые к школе дети могут страдать бессонницей или, наоборот, не могут проснуться утром, у них болит голова, они в целом чаще болеют.
Поэтому подготовке к школе в дошкольных учреждениях, программах детских садов уделяется значительное место. Адекватная подготовка к школьному обучению значительно смягчает для ребенка переход из дошкольного детства в начальную школу. Проблему готовности к школе мы продолжим подробнее обсуждать в следующем параграфе, говоря уже о младшем школьном возрасте.