Факторы развития экономической конъюнктуры
Ситуация на товарном рынке характеризуется определенными показателями, которые изменяются под воздействием различных факторов, которые в маркетинге рассматриваются как конъюнктурообразующие факторы (КОФ).
Конъюнктурообразующий фактор представляет собой движущую силу, которая определяет направление и темпы развития рынка, его динамику и условия формирования экономических законов, а также тенденции и закономерности развития рынка.
К таким факторам относятся различные элементы государственной политики в области общественного производства (капиталовложения, национализация или денационализация производственных предприятий, система налогообложения и амортизационных отчислений и т. п.) или в области распределения (система подоходных налогов, система заработной платы, социального обеспечения и т. д.).
На разных этапах экономического развития значимость различных факторов воздействия на экономическую конъюнктуру существенно меняется. В конкретных исторических условиях то одни, то другие факторы становятся определяющими в формировании и развитии общехозяйственной и товарной конъюнктуры. Поэтому изучение признаков и принципов классификации КОФ представляет как теоретический, так и практический интерес в теории экономической конъюнктуры.
В зависимости от целей конъюнктурного исследования все КОФ можно классифицировать по следующим основным признакам:
1. По связи с экономическим циклом. По этому признаку все конъюнктурообразующие факторы делятся на циклические и нециклические:
• циклические факторы связаны с о сменой фаз цикла. Примером доминирующего воздействия циклических факторов на конъюнктуру является конъюнктура мирового хозяйства 20-30-х гг. XX столетия;
• нециклические факторы – это все прочие факторы. Примером доминирующего воздействия нециклических факторов является развитие экономики после Второй мировой войны, в 50-60-е гг. прошлого века.
Эти факторы обусловлены необходимостью восстановления разрушенного хозяйства, государственно-монополистическим регулированием экономики, различными направлениями научно-технической революции, изменением процессов концентрации и централизации производства и торговли, появлением транснациональных корпораций и т. д.
2. По продолжительности действия. По этому признаку все КОФ можно подразделить на три группы: длительного (долговременного) действия (более 8-10 лет); среднесрочного (3-8 лет); кратковременного действия (до 3 лет):
• длительного действия, характеризуются усредненными величинами, они имеют большое практическое значение, и знание этих тенденций особенно важно для прогноза на предстоящие годы;
• среднесрочного действия, определяются прежде всего циклическими колебаниями рынка и факторами, влияющими на эти колебания;
• кратковременного действия, характеризуются такими особенностями, как погодные условия, сезонность производства и потребления отдельных товаров, стихийные бедствия, время отпусков, праздники, политические и социальные конфликты и т. д.
Среди краткосрочных КОФ особенно выделяются сезонные факторы. Так, сезонный характер производства сельскохозяйственной продукции резко отражается на динамике спроса и цен на эти товары. Например, перед началом производства сельскохозяйственной продукции спрос на эту продукцию, как правило, превышает предложение, что вызывает повышение цен на продукты питания. Наоборот, после сбора урожая предложение сельскохозяйственной продукции на рынке может превышать спрос, что неминуемо приведет к понижению цен на нее.
Сезонные колебания воздействуют на конъюнктуру не только сельскохозяйственных, но и многих промышленных товаров. Например, как правило, за время ежегодных отпусков и каникул основной массы населения реализуется значительная часть летних товаров для личного пользования. Велико влияние фактора сезонности в лесной промышленности, строительстве, энергетике, моде и т. д.
3. По принадлежности к изучаемому объекту. По этому признаку все конъюнктурообразующие факторы можно подразделить на внутренние и внешние:
• внутренние факторы обусловлены закономерностями развития изучаемого объекта (общехозяйственная конъюнктура страны или конъюнктура товарного рынка);
• внешние факторы определяются взаимодействием элементов изучаемого объекта с внешней средой.
Если в отдельных случаях внешний характер КОФ по отношению к изучаемому объекту очевиден (стихийные бедствия, сезонность, мода и т. д.), то во многих других случаях провести разграничения КОФ на основе этого критерия сложно.
4. По принадлежности к различным сторонам рыночного механизма. С данной точки зрения выделяют факторы спроса, предложения и цены.
Изучение факторов спроса предполагает выявление и анализ основных факторов, влияющих на емкость рынка, анализ ситуации в сферах потребления, оценку степени монополизации рынка, форм и методов сбыта, их динамики, влияния НТП и государственных программ на уровень потребления товаров.
Изучение факторов предложения предполагает выявление причин изменения объема выпуска этого товара. Это может быть связано с вводом новых производственных мощностей, повышением уровня автоматизации, влиянием НТП на исследуемый товарный рынок, появлением новых товаров и совершенствованием существующих. Исследованиям подвергаются также динамика загрузки производственных мощностей, численность занятых и безработных, планы государства и ведущих фирм по увеличению производственных мощностей и совершенствованию технологий.
Изучение факторов цены предполагает исследование динамики цен и основных причин их изменений, выявление связи между колебаниями цен и появлением новых технологий, изменением цен на сырье и ростом производительности труда, условиями потребления товаров и воздействием инфляции, изменением курсов валют и совершенствованием механизма государственного регулирования цен.
5. По предсказуемости. По этому признаку все конъюнктурообразующие факторы подразделяются на предсказуемые (прогнозируемые) и непредсказуемые (непрогнозируемые).
К предсказуемым факторам относятся формы и методы государственного регулирования экономики, различные аспекты государственной антимонопольной политики, сезонный характер производства и потребления товаров и услуг.
К непредсказуемым относятся погодные условия, стихийные бедствия, обострение международной обстановки и политические конфликты, отдельные мероприятия правительства (девальвация валюты, введение эмбарго и т. п.).
6. По управляемости: По этому признаку все конъюнктурообразующие факторы подразделяются на управляемые и неуправляемые.
Управляемость означает предсказуемость изменения того или иного фактора в определенных обстоятельствах.
Неуправляемость означает невозможность воздействовать на эти факторы (погода, смена сезонов и другие экзогенные факторы).
7. По направленности воздействия. По этому признаку КОФ следует подразделять на стимулирующие развитие конъюнктуры и сдерживающие ее развитие.
Подобное подразделение КОФ особенно важно при анализе и прогнозе конъюнктуры отдельных товарных рынков, что позволяет лучше ориентироваться в обстановке на рынке и принять соответствующее решение.