Факторы, определяющие развитие и размещение мировой транспортной системы
К числу основных таких факторов относят:
• капиталовложения, направляемые на развитие транспорта;
• размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства;
• плотность размещения отдельных видов транспорта по территории страны;
• развитие внешней торговли страны;
• размещение городов, курортов и административных центров;
• экологический фактор;
• научно-технический прогресс.
Переход к постиндустриальной стадии развития мировой экономики поставил совершенно другие задачи в области развития транспортных отраслей. Все большее значение в современной экономике приобретают такие факторы, как надежность, компактность и доступ к информационным системам на любом отрезке транспортной сети, ответственность транспортных служб. Соответственно возросли страховые сборы на транспорте. В итоге издержки на перевозки существенно возросли.
Роль отдельных видов транспорта в той или иной стране во многом предопределяется ее географическими особенностями. Например, в островных странах (таких как Япония) большое место в грузо- и пассажироперевозках занимает морской транспорт. В странах с большой территорией (США, Канада, Россия) относительно велика роль железнодорожного транспорта, а в странах с небольшими расстояниями и хорошо освоенной территорией доминирует автомобильный (Западyая Европа). В некоторых странах значительную роль играет внутренний водный транспорт (США, Россия, Канада, Германия, Нидерланды, Китай). Здесь же находится большинство внутренних судоходных каналов (например, Среднегерманский, Беломоробалтийский и Волгодонский каналы и др.). Главным районом озерного судоходства являются Великие озера США и Канады, соединяющиеся с Атлантическим океаном глубоководной рекой Святого Лаврентия, озеро Бодензее в Европе, связующее Германию, Австрию и Швейцарию.
По густоте транспортной сети, уровню развития отдельных видов транспорта и их роли в пассажиро- и грузоперевозках между развитыми и развивающимися странами существуют заметные различия. Более густая транспортная сеть в экономически развитых странах, около 20 км на 100 кв. км, а в развивающихся этот показатель уже падает до 5–10 км на 100 кв. км. Наиболее развита транспортная система Северной Америки, в ней сосредоточено примерно 30% общей протяженности путей сообщения всего мира.
В экономически развитых странах транспорт имеет разветвленную структуру и представлен практически всеми видами. Получают развитие новые его виды – водные и наземные средства передвижения на воздушной подушке, монорельсовые и канатные дороги, трубопроводы для сыпучих грузов. По всем главным показателям работы транспорта (грузо- и пассажирооборот) развитые страны занимают ведущие места. Транспорт Восточной Европы и России по густоте дорожной сети, ее качеству и грузообороту уступает Западной Европе. По сравнению с западноевропейскими странами здесь относительно большую роль играет железнодорожный транспорт, что объясняется меньшей автомобилизацией.
В развивающихся странах транспорт является отстающей отраслью экономики и в целом характеризуется несформированностыо транспортных систем. В 30 странах мира отсутствуют железные дороги (Афганистан, Непал, Нигер, Центрально-Африканская республика и др.). Железнодорожный транспорт преобладает в Индии, Пакистане, Бразилии, Аргентине; трубопроводный – на Ближнем и Среднем Востоке, речной – в Тропической Африке. Характерная черта транспорта в развивающихся странах – его низкий технический уровень.
За последние десятилетия в транспорте мира произошли значительные изменения, затрагивающие мировую транспортную сеть и роль отдельных видов транспорта в пассажиро- и грузоперевозках. Так, в структуре грузооборота мирового транспорта возросла роль таких его видов, как морской, трубопроводный и газопроводный, снизилась роль железнодорожного транспорта.
На дальность перевозки грузов в мире влияют следующие факторы:
• размер территории и размещение природных богатств, предприятий по отношению к источникам сырья, топлива и районам потребления продукции;
• степень развитости самой транспортной сети (наличие кратчайших или только кружных линий).
В мировых пассажирских перевозках лидирующее положение занимает легковой автомобильный транспорт индивидуального пользования (более 60% всех пассажироперевозок). А если учитывать автобусное сообщение, то в целом в мире на автомобильный транспорт приходится почти 80% всех перевозок пассажиров.
Одной из важнейших современных тенденций развития мирового транспорта и важным фактором дальнейшего размещения производительных сил в мировой экономике явилось создание в последние годы международных транспортных коридоров (МТК). Главным образом это происходило в целях обеспечения международного экономического сотрудничества между европейскими государствами. К началу XXI в. проделана большая работа по формированию МТК в Европе и Азии. Россия активно включилась в данный процесс. В результате наибольшую актуальность приобрели проблемы выбора коммуникаций различных видов транспорта для включения в состав коридоров, разработки направлений развития транспортной инфраструктуры международного значения на территории страны и совершенствования государственного регулирования процесса формирования системы МТК в Российской Федерации.