Факторы, определяющие поведение индивидуальных потребителей
Мотивация, лежащая в основе потребительского поведения, является результатом постоянного взаимовлияния различных факторов.
На окончательный выбор покупателя воздействуют четыре группы факторов:
1. Культурные факторы
Культура определяет поведение человека, нормы, мораль, характерные для данной страны или территории. Культура представлена материальными и абстрактными компонентами.
К материальным компонентам относят здания, сооружения, произведения искусства, книги и т. д. Абстрактными являются идеи, ценности, убеждения, религиозные представления.
Субкультура - определенный фактор потребителей и поведения человека; усваиваемый с детства (в семье, через общественные институты) набор ценностей, стереотипов восприятия или поведения определенной группы людей. Субкультура дает человеку возможность более полного отождествления и тесного общения с себе подобными, сформированную на национальной, религиозной, расовой, региональной основе.
Социальные классы - построенные в строгой иерархии, относительно однородные стабильные группы, объединенные одинаковыми ценностями, интересами, поведением.
Основные признаки социального класса:
o склонность представителей к более или менее одинаковому поведению;
o наличие определенного социального статуса;
o образование;
o род деятельности;
o уровень дохода;
o возможность перехода из класса в класс. Представители социальных классов имеют определенные общие предпочтения в выборе различных товаров и торговых марок.
2. Социальные факторы
Референтные группы оказывают при личном контакте прямое или косвенное влияние на отношение человека к чему-либо. Выделяют следующие типы референтных групп: 1) первичные и вторичные по интенсивности общения и влияния на поведение человека. Общение с первичными труппами (семья, друзья, коллеги) происходит постоянно. Общение с вторичными группами (профессиональные коллективы, религиозные и профсоюзные объединения) носит периодический характер;
2) формальные и неформальные организации. Формальные организации имеют четкую структуру с определенной иерархией и списком членов. Неформальные организации могут создаваться на временной основе, при отсутствии явной схемы;
3) притягивающие и отталкивающие группы. Притягивающие представляют собой привлекательные референтные группы, к которым человек хочет принадлежать и поддерживает их нормы и правила поведения.
Отталкивающие коллективы представляют собой отрицательно оцениваемые человеком объединения, к которым ни при каких обстоятельствах он не желал бы принадлежать (лица без определенного места жительства, наркоманы, алкоголики).
Референтные группы могут подтолкнуть человека к изменению своего поведения или стиля жизни; оказывают влияние на отношение человека к жизни и на его представления о самом себе; влияют на выбор индивидом конкретных товаров или марок.
Семья - двое и более людей, объединенных кровными узами, браком или отношениями усыновления (удочерения). Типы семьи:
o наставляющая семья состоит из родителей индивидуума и родственников;
o порожденная семья: супруг - супруга и дети. Человек по всей своей жизни принадлежит к какой-либо группе. Его позиции в каждой группе определяются исполненной ролью и статусом.
Роль - набор действий, исполнение которых ожидают от человека окружающие его лица; каждой исполненной роли соответствует статус. Роли, повторяющиеся в обществе крайне редко, имеют более высокий статус.
Например, статус первого лица государства только у президента страны, статус управляющего компанией выше, чем статус роли дочери. Обычно люди покупают товары, которые должны подтверждать или укреплять его социальный статус.
3. Личностные факторы
Возраст и жизненные циклы семьи. Выделяют девять стадий жизненного цикла семьи, каждая имеет свои характеристики:
1) холостая жизнь, молодые одинокие люди, живущие отдельно от родителей;
2) новобрачные;
3) полное гнездо первой стадии, младшему ребенку до 6 лет;
4) полное гнездо второй стадии, ребенок от 6 лет и старше;
5) полное гнездо третьей стадии, пожилые супруги и живущие с ними взрослые дети;
6) пустое гнездо первой стадии, пожилые супруги, дети живут отдельно, глава семьи работает;
7) пустое гнездо второй стадии, пожилые супруги, дети живут отдельно, глава семьи не работает;
8) вдова или вдовец работает;
9) вдова или вдовец на пенсии.
Род занятий.
Маркетологи должны определить профессиональные группы, заинтересованные в приобретении отдельных товаров или услуг, компании стремятся к выпуску товаров для них.
Экономическое положение определяет уровень или стабильность расходной части бюджета человека, размеры сбережений, долги, кредитоспособность и отношение к накоплению денег.
Образ жизни или форма бытия человека в мире выражается его деятельностью, интересами.
Тип личности и представление о самом себе.
Тип личности - совокупность отличительных функциональных характеристик человека, обуславливающих его относительно постоянные или последовательные реакции на воздействие окружающей среды.
Представление человека о себе определяет его стиль одежды, внешний вид в целом и предпочтения в отношении определенных товаров и марок. Нередко реальное положение не совпадает с идеальным представлением человека о себе и с представлениями других людей.
4. Психологические факторы
Мотивация - в любой момент жизни человек испытывает массу потребностей. Большая часть их не требует удовлетворения. Потребность становится мотивом, если она заставляет человека действовать, а его удовлетворение снижает физическое напряжение.
Восприятие - процесс отбора, организации и интерпретации индивидом поступающей информации и создания значимой картины мира.
Усвоение определяет изменение в поведении человека, происходит по мере накопления им опыта.
Убеждение и отношение формируются через поступки и усвоения и влияют на поведение потребителей. Убеждение - мысленная характеристика чего-либо. Отношение - устойчивая положительная или отрицательная оценка индивида, вида, объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий к ним.