Лекция занятия: этнопедагогика башкирского народа

Цели и задачи изучения:

– знакомство с материальной и духовной культурой башкирского народа с учетом влияния на них объективных факторов;

– выявление на этой основе особенностей воспитания детей и определение черт национального характера;

– развитие у будущего учителя умения учитывать национальные особенности детей в учебно-воспитательной работе и обогащать знания школьников о культурах других народов;

– развитие у будущего учителя творчества.

Виды работы студентов на занятии: обсуждение изученной литературы, работа с презентациями, подготовленными отдельными студентами заранее, выполнение творческих заданий и др. с использованием ИКТ.

Вопросы для обсуждения на занятии:

– объективные факторы, повлиявшие на характер культуры и воспитание детей;

– виды трудовой деятельности башкир;

– трудовая деятельность детей: виды, подготовка к взрослой жизни, влияние труда на умственное, физическое, нравственное развитие детей;

– особенности национального быта, жилищ, костюмов, национальной кухни;

– обряды, обычаи народа (свадебный, обряды, связанные с рождением детей), выявление национальных ценностей;

– семья и семейные ценности у башкир;

– фольклор как художественная педагогика: традиционное искусство украшения одежды, предметов быта; своеобразие сказок, пословиц, поговорок и др.;

– искусство башкирского танца, его особенности;

– праздничная культура башкир;

– выводы по теме: особенности воспитания детей у башкирского народа. Знания, навыки, ценности, передаваемые детям в процессе различных видов деятельности.

Остановимся на отдельных фрагментах проведения занятия.

Объективные факторы, повлиявшие на характер башкирской культуры и воспитания детей.

Как сказались на жизни народа природно-географические условия, климат, этническая история, религия? Предстоит дать ответ после ознакомления с этими факторами.

Предполагаемый ответ: эти факторы определили особенности трудовой деятельности, быт, обряды и обычаи, сформировали ценности народа.

Особенности национального быта, жилища, костюма, кухни.

Чем объясняется выбор таких жилищ: деревянные (срубные), плетеные, глинобитные дома, войлочные юрты?

Предполагаемый ответ: природно-географическими условиями, видами труда и кочевым прошлым.

Описание жилищ, домашней утвари, презентации: типов жилищ, внутреннего убранства дома и т.д.

Национальный костюм.

Какие виды трудовой деятельности необходимы для изготовления домашнего сукна, войлока, овчины, кожи, меха, крапивного и конопляного холста, лаптей, валенок, кожаной обуви?

Предполагаемый ответ: скотоводство, ткачество, выделка войлока, кожи, валяние валенок и т.п.

Презентация народного костюма, выявление его особенностей (использование интернет-ресурса).

Самостоятельная творческая работа: конструирование типов жилищ, костюма с использованием национальных мотивов.

Национальная кухня.

Каковы особенности национальной кухни и чем они обусловлены?

Предполагаемый ответ: природными условиями и климатом, исламскими установками.

Презентация преобладающих видов блюд, обсуждение представленного материала.

Застольный этикет башкир.

О каких качествах личности говорят эти правила?

Предполагаемый ответ: гостеприимство, внимание к гостю, миролюбие и др.

Если пришел гость: подавать еду сразу при его появлении, первым начинает есть хозяин, он же перестает есть, как только гость делает это, при малом количестве еды хозяин ест мало, оставляя еду гостю, из общего блюда нужно брать кусочки, которые похуже, оставляя лучшие для других, еду брать правой рукой, во время еды хозяину быть с гостем уважительным, миролюбивым, внимательным, в начале и по окончании еды прочитать молитву.

Трудовая деятельность детей.

Как осуществлялась подготовка к жизни в процессе трудовой деятельности детей?

Предполагаемый отпет: участие п труде вместе со взрослыми, выполнение определенных обязанностей и поручений, наблюдение за трудом взрослых, специальное обучение детей трудовым операциям.

Виды детского труда, связь их с трудом родителей. Трудовые обязанности мальчиков и девочек. Интернет-ресурсы: тексты, фотографии, зарисовки, фольклорные произведения, связанные с трудовой тематикой.

Обряды, обычаи.

Какие требования предъявлялись к будущей жене при выборе невесты родителями жениха? Что ценилось в женихе?

Предполагаемый ответ: трудолюбие, скромность, уступчивость, застенчивость, признание ею главенство мужа, затворничество – для невесты. Для жениха – трудолюбие, самостоятельность, забота о благополучии дома, семьи, главенство его в решении важных семейных вопросов.

Этапы свадебного обряда. Описание и презентация его с использованием интернет-ресурсов.

Обряды, связанные с рождением детей и их воспитанием.

Каким было отношение окружающих в соответствии с исламскими традициями к рождению детей? Каковы обязанности отца и матери в отношении детей. Презентация по теме, обсуждение представленных материалов.

Праздничная культура башкир.

Какими были особенности праздников? Какие ценности проявлялись в них?

Предполагаемые ответы: коллективная подготовка и проведение праздников, сохранение и укрепление широкого круга родственных связей, гостеприимство, разнообразие развлечений молодежи и детей на праздниках.

Презентация различных праздников: прихода весны, сабантуя, джиенов – сбор родственников для гостевания, исламские праздники.

Использование интернет-ресурсов.

Так рассматриваются и другие разделы темы: семья и семейные ценности, фольклор как художественная педагогика, народное музыкальное и танцевальное искусство.

В работе могут быть задействованы кроме интернета и другие мультимедийные средства.

Выводы по всей теме.