Досудебная санация.
Закон определяет досудебную санацию как меру по восстановлению платежеспособности должника, применяемую собственником имущества должника, учредителями должника, кредиторами должника и иными лицами. В данном случае мерой по восстановлению платежеспособности является финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей, оказываемая как безвозмездно, так и на возвратной основе.
Особенностью действующего Закона о банкротстве является то, что в нем не регламентируются порядок, сроки, ответственность участников и контроль за проведением процедуры досудебной санации.
Реорганизационные процедуры банкротства.
Наблюдение — первый этап арбитражного управления предприятием, который начинается с момента возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве предприятия-должника, продолжается в течение всей стадии подготовки дела к рассмотрению в суде и заканчивается решением суда либо о признании предприятия банкротом и о введении конкурсного производства, либо о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо об утверждении мирового соглашения, либо об отказе в признании должника банкротом. Временный управляющий назначается арбитражным судом из числа кандидатур, предложенных СРО арбитражных управляющих.
Основными целями этого периода являются обеспечение арбитражным управляющим сохранности имущества и проведение анализа финансового состояния несостоятельности предприятия для определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. Наблюдение длится до семи месяцев. В это время требования кредиторов не удовлетворяются в индивидуальном плане, а предприятию предоставляется возможность нормально функционировать и восстановить свою платежеспособность.
Решение о введении арбитражной процедуры финансового оздоровления несостоятельного предприятия принимает первое собрание кредиторов. Это решение должно содержать:
• утвержденный план финансового оздоровления и график погашения задолженности;
• предлагаемый срок данной арбитражной процедуры;
• требования к кандидатуре административного управляющего;
• запрос в СРО о представлении кандидатур;
• ходатайство в арбитражный суд об утверждении данного решения собрания кредиторов.
Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет. В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями, установленными Законом о банкротстве.
Основные обязанности административного управляющего: вести реестр требований кредиторов; созывать собрания кредиторов; рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления; осуществлять
контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов и полноту перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и Т.д.
Внешнее управление начинается с момента вынесения арбитражным судом решения о введении на несостоятельном предприятии внешнего управления и назначения внешнего управляющего и заканчивается принятием судом решений либо о признании предприятия банкротом, либо об утверждении отчета внешнего управляющего и прекращении дела о банкротстве, либо об утверждении мирового соглашения.
Основная цель данной процедуры финансовое оздоровление должника за счет смены прежнего руководителя предприятия и реализации плана внешнего управления, предлагаемого внешним управляющим.
Продолжительность внешнего управления и финансового оздоровления предприятия в общей сложности не должна превышать двух лет.
Ликвидация.
Процедура конкурсного производства наступает с момента принятия арбитражным судом решения о банкротстве несостоятельного предприятия и заканчивается после расчета с кредиторами и ликвидации предприятия.
Продолжительность конкурсного производства составляет один год, но его срок может быть продлен еще на шесть месяцев.
Целью конкурсного производства является соразмерное удовлетворение интересов кредиторов на основе продажи активов и ликвидации предприятия-должника.
Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом.
Мировое соглашение представляет собой соглашение сторон о прекращении судебного спора и взаимных уступках. Сущность его заключается в окончании арбитражного процесса путем мирного урегулирования спора.
Мировое соглашение заключается в письменной форме на любой стадии рассмотрения дела арбитражным судом. Сторонами являются должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Оно должно содержать положение о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме и не подлежит согласованию с временным управляющим.
На любой стадии жизненного цикла строительного предприятия могут возникнуть кризисные ситуации. Причины их возникновения могут быть различными. Важно распознавать симптомы кризисного развития, чтобы своевременно использовать программы антикризисного управления.
Симптомы — это первоначальное, внешнее проявление кризисных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить. Они проявляются в показателях и, что очень важно, в тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитые предприятия. Оценивать кризис следует не только по его симптомам, но и по причинам и реальным факторам.
Факторы кризиса — это событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.
Причины кризиса — это событие или явления, вследствие которых появляются факторы кризиса.
Суть разрабатываемой программы антикризисного управления выражается в следующем: а) кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
б) кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
в) к кризисам можно и необходимо готовиться; г) кризисы можно смягчать; д) управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства; е) кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми; ж) управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
Мерами предотвращения возможного банкротства могут выступать: сокращение низкоквалифицированного персонала (рабочих и служащих); проведение диверсификации производства.