Лекция 7. ЧИНОВНИЧЕСТВО, БЮРОКРАТИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА

Государство, взятое само по себе, — это некая абстракция, безличное начало. Во многом его делают тем, чем оно в реальной действительности является, люди, которые приводят в движение его безличные механизмы, вселяют в них дух, придавая им вполне осязаемые формы и очертания. То же самое можно сказать и о системе государственного управления.

Государственные служащие в системе государственного управления

Мы уже знаем, что аппарат государственного управления занимает ключевое место в структуре государственной власти. Вместе с тем важно учесть, что органы, институты, учреждения, составляющие государственный аппарат, приводятся в движение человеком. Эффективность системы государственно-административного управления во многом зависит от подготовки, подбора и расстановки кадров государственных служащих разных уровней. Немаловажное место здесь занимают вопросы оптимального состава и структуры штатного расписания чиновников государственного аппарата, управления персоналом государственных организаций.

Существует специальная категория людей, профессионально подготовленных, для реализации функций государственного управления. Это государственные служащие или государственные чиновники. От уровня их профессионализма и компетентности, преданности своему делу, интересам государства и общества зависят жизнеспособность и эффективность функционирования всей системы государственного управления. Другими словами, государственное управление невозможно представить себе без профессионально подготовленного корпуса государственных служащих или чиновников.

Государственная служба представляет собой единую и целостную систему теснейшим образом связанных друг с другом, взаимно дополняющих друг друга разнообразных органов государственной власти и обслуживающего их персонала. Она основывается и функционирует на общих принципах и установках и обладает соответствующей организационной структурой.

В зависимости от полномочий, компетенций, предметов ведения и функций соответствующих государственных органов различаются виды государственной службы. Так, в соответствии с принципом разделения власти на три ветви различается государственная служба представительной (законодательной), исполнительной и судебной ветвей власти. По выполняемым функциям можно говорить о гражданской службе, осуществляемой в органах этих трех ветвей власти.

В Российской Федерации военная служба рассматривается как особый вид федеральной государственной службы РФ, хотя и отличающуюся по ряду критериев от гражданской государственной службы. Таковой считается также служба в правоохранительных органах, которая по многим признакам близка военной службе.

Выделяются специализированные государственные службы, предназначенные для реализации государственными служащими с соответствующей профессионально-образовательной и профессиональной специализацией особых функций. К ним относятся: дипломатическая, налоговая, правозащитная, финансово-кредитная, таможенная, избирательная и др.

Государственная служба организуется на основе государственных должностей в центральных и региональных органах власти. Эти должности наделяются определенным кругом обязанностей и ответственностью по реализации полномочий соответствующего государственного органа, а также денежным ОГЛАВЛЕНИЕм.

В настоящее время в большинстве стран государственные служащие обладают особым статусом, предусматривающим соблюдение ими корпоративной этики, лояльности по отношению к правительству, политической нейтральности, отказа от забастовок и т.д. Они обязаны неукоснительно выполнять решения, принимаемые как политическими руководителями страны, так и руководством управленческих подразделений, в которых они работают.