Лекция 5. Безопасность жизнедеятельности учреждений социальной защиты населения
В целях исполнения полномочий по оказанию социальных услуг населению в каждом субъекте Российской Федерации создана система социального обслуживания, основные задачи которой возложены на учреждения социального обслуживания. Учитывая разноплановый характер оказываемых учреждениями социального обслуживания услуг, они могут быть стационарными, полустационарными, дневного пребывание и других видов, из которых более 50% составляют учреждения стационарного обслуживания, где создаются все необходимые условия для круглосуточного пребывания граждан пожилого возраста, инвалидов и детей-инвалидов.
Создание достойных условий проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания или предоставление социальных услуг гражданам в нестационарных учреждениях и территориальных управлениях, а также предоставление необходимых условий работы обслуживающему персоналу в значительной степени зависят от наличия в этих объектах современных и качественных зданий и сооружений, всестороннего и своевременного их материально-технического обеспечения.
Учитывая, что современные комплексы объектов социального обслуживания включают в себя значительное количество зданий и сооружений, которые оборудованы сложными коммунальными системами и техническими средствами, появляется необходимость в создании не только достойных бытовых условий и рабочих мест, но и безопасных условий пребывания в данных организациях.
В настоящее время приоритетность обеспечения безопасных условий проживания граждан пожилого возраста, инвалидов и детей-инвалидов в учреждениях социального обслуживания очевидна, она является одной из важнейших составляющих государственной политики в области социальной защиты и должна подкрепляться надежной финансовой и материально- технической базой. Реализуя эти задачи, здания и сооружения, в которых располагаются объекты социальной защиты, должны отвечать требованиям правил пожарной, антитеррористической защищенности и электробезопасности.
Задача построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики учреждений социального обслуживания и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объектов в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации. Комплексное решение проблемы возможно только при консолидации финансовых, материальных и трудовых ресурсов всех уровней.
Ежегодно для проведения работ по снижению угроз опасных факторов в учреждения социального обслуживания поступают значительные денежные средства из различных источников финансирования. В то же время наряду с увеличением материальных и денежных средств на обеспечение безопасности в учреждениях должен совершенствоваться уровень организации управления данной работы.
Одним из основных этапов работы органов управления является планирование, которое включает в себя разработку различных локальных актов по обеспечению безопасности, в том числе и паспорта безопасности учреждения.
Разработка паспорта безопасности объекта социальной сферы
Разработка документов по обеспечению безопасности учреждения социального обслуживания, в том числе и паспорта безопасности, – одна из мер, направленных на подготовку руководителя, работников учреждения и обслуживаемых граждан к проведению мероприятий по обеспечению безопасности учреждения.
С этой целью в учреждении социального обслуживания проводится оценка состояния безопасности и антитеррористической защищенности, анализ имеющихся возможностей совершенствования этой работы, разрабатываются конкретные мероприятия по усилению защищенности, по взаимодействию с органами Федеральной службы безопасности, внутренних дел, органами ГО и ЧС, а также с администрацией муниципальных органов управления, необходимыми службами на местах. Это позволяет в дальнейшем более конкретно проводить совместное планирование, подготовку антитеррористических мероприятий, создавать оперативные и рабочие группы, организовывать согласованную по месту, времени и задачам работу, вести информационный обмен, проводить комплексные тренировки, инструктажи и проверки состояния безопасности, антитеррористической защищенности объектов.
Работа по подготовке документов осуществляется группой разработчиков, назначаемых руководителем учреждения, под руководством одного из заместителей руководителя учреждения и при участии представителя охраняющей организации, специальные вопросы согласуются с руководством или назначенными для проведения консультаций обслуживающими сотрудниками подразделения органа ФСБ России и УВД (ОВД районов), управлений (отделов) ГО и ЧС.
Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) учреждения подписывается членами комиссий (Антитеррористической, КЧСиПБ), согласовывается с соответствующим руководителем подразделения органа ФСБ России, соответствующим территориальным органом внутренних дел, соответствующим территориальным органом МЧС России и утверждается руководителем учреждения. Оформление и разработка паспорта безопасности (антитеррористической защищенности) осуществляется применительно к требованиям совместного приказа Минздравсоцразвития России, МВД России и ФСБ России от 18 августа 2010 № 693н/604/403 “Об утверждении инструкции по обеспечению антитеррористической защищенности санаторно-курортных учреждений”.
В начале календарного года, как правило, в документы вносятся изменения, произошедшие в оборудовании, составе персонала, при уточнении нештатных команд, временных показателей, дополнений в мероприятия с учетом возникшей необходимости или выявленных недостатков, после проведенных учений, тренировок, практических действий при чрезвычайных ситуациях (ЧС), а также при установке дополнительных технических средств охраны или противопожарных средств в учреждении социального обслуживания.
Разработанный документ определяет готовность каждого учреждения социального обслуживания к выполнению возложенных на него задач, и в первую очередь по обеспечению безопасности и противодействию проявлениям терроризма.
При разработке вышеуказанного документа учреждения социального обслуживания могут включать дополнительную информацию, пункты или разделы с учетом своих особенностей.