Безопасная эксплуатация внутризаводского транспорта
Размеры и покрытие площадок для погрузочно-разгрузочных работ должны соответствовать проекту производства работ. В соответствующих местах необходимо установить надписи: “Въезд”, “Выезд”, “Разворот” и др. Запрещается производить работы на захламленных площадках. В зимнее время погрузочно-разгрузочные площадки необходимо регулярно очищать от снега и льда, а также посыпать песком, золой или шлаком. Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть отделены от жилой застройки санитарно-защитными зонами в соответствии с действующими санитарными нормами, утвержденными в установленном порядке.
При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в глубину), должно быть не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими рядом (по фронту) – не менее 1,5 м. Если автомобили устанавливают для погрузки или разгрузки вблизи здания, между зданием и задним бортом кузова автомобиля должен соблюдаться интервал не менее 0,5 м. Расстояние между автомобилями и штабелем груза не должно быть менее 1 м.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с применением машин непрерывного транспорта укладка грузов должна обеспечивать равномерную загрузку рабочего места и устойчивое положение груза; подача и снятие груза с рабочего органа машины должны производиться при помощи подающих и приемных устройств. Грузы на транспортных средствах должны быть установлены и закреплены (уложены) так, чтобы во время транспортировки не происходило их смещение и падение. При погрузке и разгрузке тарно-штучных грузов следует применять их пакетирование с использованием поддонов, контейнеров и других пакетообразных средств. В пакетах грузы должны быть скреплены.
Автотранспорт, занятый на перевозке пищевых продуктов, не разрешается использовать на других перевозках.
Подвижной состав и контейнеры проходят перед перевозкой продовольственных товаров очистку, промывку, дезинфекцию с тем, чтобы по степени чистоты отвечать санитарным требованиям. После этого главным врачом территориального центра Роспотребнадзора выдается санитарный паспорт на право перевозки в этом подвижном составе пищевых продуктов.
Ежедневно (по возвращении с линии) санитарная обработка подвижного состава и контейнеров производится в помещении и на специальных площадках, предназначенных для этой целей. Автомобили-цистерны, перевозящие молоко, растительное масло, пиво и другие жидкие пищевые продукты, проходят чистку и мойку после каждого слива, и мойщик расписывается в товарно-транспортной накладной.
Подвижной состав или контейнер, не отвечающий требованиям санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил и норм, возвращается для повторной обработки.
Электропогрузчики и электрокары не подконтрольны Ростехнадзору. Они имеют паспорта и инвентарные номера, под которыми записываются в специальные журналы учета, периодических осмотров и технических освидетельствований. Перед началом смены водитель осматривает машину и результаты записывает в журнал приема и сдачи смен. При ежесменном осмотре и обслуживании электропогрузчики очищают от пыли и грязи; измеряют напряжение аккумуляторной батареи и проверяют крепление ее контактов; проверяют работу всех механизмов, в том числе тормозов, рулевого управления и звукового сигнала; устраняют возможные течи из аккумуляторной батареи, гидравлической и тормозной систем, рулевого управления; проверяют состояние контактов контроллера и контакторов (при необходимости контакты зачищают). Управлять электропогрузчиками и электрокарами могут лица не моложе 18 лет, имеющие удостоверение на право управлять ими.
При эксплуатации погрузчика (рис. 9.8) запрещается: захватывать груз вилами с разгона путем врезания; поднимать раму с грузом на вилах при наклоне от себя; поднимать, опускать груз и изменять его наклон при продвижении; захватывать лежащий на поддоне груз при наклоне вил на себя; перевозить грузы, поднятые на высоту более 1 м; поднимать примерзшие грузы; сталкивать груз со штабеля и подтаскивать его.
Рис. 9.8. Схема пакетирования мороженой говядины: 1 – грузоподъемная стрела; 2 – крюк; 3 – капроновая лента
Перевозка грузов, закрывающих видимость пути следования (перемещения) электропогрузчика и электрокара, проводится в сопровождении специально выделенного ответственного лица.
Перевозка людей на электропогрузчике и электрокаре запрещается. Перед въездом в узкое место между штабелями, оборудованием, элементами конструкций зданий и сооружений водитель обязан остановиться и убедиться в отсутствии людей впереди, сбоку и сзади в зоне своей работы.