Лекция 11. Аудит налогообложения
Система финансового контроля в Российской Федерации включает государственный, общественный и аудиторский финансовый контроль. Однако, в отличие от государственного и общественного финансового контроля, аудит - это независимый контроль.
Налоговый контроль - это неотъемлемая часть системы управления в стране, целью которого является вскрытие отклонений от правовых норм в области налогообложения, а также их предупреждение и пресечение.
Задачи и функции налогового контроля вытекают из его роли в управлении экономикой и определяются нормативной правовой базой.
Основными задачами аудита налогообложения являются:
1) анализ установленных норм по налогообложению;
2) выявление противоречий функционирования экономики;
3) обеспечение своевременного и надежного регулирования выявленных противоречий;
4) обеспечение достоверной информацией по налогообложению на всех уровнях управления экономикой.
Основными направлениями аудита налогообложения являются:
1) проверка соответствия применяемых норм по налогообложению требованиям экономики;
2) проверка соблюдения требований налогового законодательства;
3) проверка правильности формирования налоговой базы;
4) проверка полноты и своевременности уплаты налогов;
5) проверка правильности отражения налоговых обязательств в бухгалтерской и налоговой отчетности;
6) проверка полноты и своевременности устранения выявленных нарушений в результате налогового контроля.
Система правового регулирования налогообложения в Российской Федерации - это совокупность нормативных правовых актов и норм, закрепленных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, решениями органов местного самоуправления, а также изданными на их основе нормативными документами.
Наиболее целесообразной представляется четырехуровневая система нормативного регулирования налогообложения. Каждый уровень обладает определенными видами документов, областью регулирования и степенью их разработанности:
Первый уровень (высший), включает Конституцию РФ, НК, федеральные законы о налогах и сборах.
Наиболее общие принципы закреплены в Конституции РФ. В соответствии со ст. 15, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. В соответствии со ст. 71 в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы. В соответствии со ст. 72 в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 НК законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. НК устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.
Второй уровень включает законы субъектов РФ, указы, постановления и решения глав субъектов РФ, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам, а также нормативные документы, принятые на их основе.
В соответствии со ст. 1 НК:
а) законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК;
б) нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.
Третий уровень включает нормативные документы (в том числе документы, прошедшие экспертизу в Минюсте России), издаваемые государственными органами федерального, регионального и местного уровня, а также официальные разъяснения, указания, методические материалы и т.д.
В соответствии со ст. 4 НК федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы РФ не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
В соответствии со ст. 16 НК, информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в Минфин России и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов РФ и территориальные налоговые органы.
Четвертый уровень включает рабочие документы организаций. Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации и содержат (исходя из установленных правил учета согласно ст. 313 НК, специфики условий хозяйствования, структуры и размеров организации и других факторов) внутренние распорядительные документы организации, носящие обязательный характер для системы регламентирования хозяйственной деятельности организации и формирующие учетные политики организации. В первую очередь к такого рода документам относятся приказы руководителя (включая приказы об учетных политиках: снабженческо-сбытовой; ценовой; финансовой, в том числе бухгалтерской и налоговой; инвестиционной; кадровой и т.д.).
Основные законодательные документы, регулирующие проверку аудируемого субъекта
К правовым и законодательным документам, регулирующим проведение аудиторской проверки налогообложения, относятся:
- Конституция РФ;
- НК (устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации);
- ГК (определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников);
- Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ΦЗ;
- Закон о бухгалтерском учете (определяет цели задачи и вопросы регулирования бухгалтерского учета, а также основные требования к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности);
- Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг);
- положения по бухгалтерскому учету (стандарты бухгалтерского учета) (определяют порядок организации, принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации);
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (устанавливает План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и единые подходы к его применению и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета) и др.