АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ

Расчет финансовых коэффициентов - один из наиболее известных и часто используемых приемов анализа финансовой отчетности. Он позволяет увидеть взаимосвязи между показателями и оценить тенденции их изменения.

Владение методикой интерпретации динамики поведения показателей позволяет аналитику увидеть проблему, дать оценку последствиям ее развития и своевременно задуматься над путями ее решения.

Разделение финансовых коэффициентов на группы дает возможность представить информацию отчетности в наиболее удобном для понимания виде. Тот факт, что финансовые коэффициенты являются относительными показателями, позволяет проводить оценку динамики, а также заниматься отраслевыми сравнениями.

Финансовые коэффициенты широко применяются:

- при анализе динамики показателей, характеризующих финансовое состояние организации;

- оценке тенденций поведения показателей в процессе прогнозных расчетов;

- отраслевых сравнениях.

Успешность применения расчета финансовых коэффициентов во многом определяется не столько владением техникой расчетов, сколько способностью понимать используемую информацию и умением аналитически интерпретировать полученные результаты расчетов. В противном случае данный инструмент будет носить скорее арифметический, чем экономический характер.

Используя результаты расчетов финансовых коэффициентов, аналитик должен соотнести полученное значение показателя с определенной экономической причиной (причинами). Это позволяет расширить горизонты представления о финансовом состоянии анализируемой организации и ее финансовой устойчивости.

Применение финансовых коэффициентов требует понимания следующих аспектов.

Надежность показателей финансовой отчетности

Оттого, насколько надежна информация, отраженная в отчетности, напрямую зависят результаты анализа. Так, наличие в составе дебиторской задолженности так называемых сомнительных долгов при отсутствии информации об этом завышает величину оборотных и чистых активов и, следовательно, искажает значения таких показателей, как коэффициенты ликвидности, финансовой структуры, рентабельности продаж и рентабельности активов.

Сопоставимость показателей отчетности

Результаты расчета показателей и их интерпретация зависят от выбранной учетной политики. При анализе показателей, в которых задействована величина активов, необходимо выяснить: какой метод оценки активов применяет организация, имели ли место факты изменения учетной политики в сравниваемых периодах.

Возможность выбора вариантов оценки конкретных статей касается:

o величины остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (вследствие возможности выбора различных вариантов амортизационной политики, а также определения срока полезного использования объектов);

o размеров производственных запасов (возможно использование различных вариантов их оценки);

o величины НЗП, а также стоимости готовой продукции (возможна оценка по фактической или плановой (нормативной) себестоимости, в зависимости от выбранной учетной политики величина расходов, участвующих в формировании себестоимости НЗП и готовой продукции, может быть различной);

o дебиторской задолженности (оценка реальной для взыскания задолженности покупателей достаточно субъективна);

o размеров оценочных обязательств (реальная сумма обязательств не может быть точно установлена до их совершения);

o оценочных резервов (предположительная оценка);

o полной суммы финансовых обязательств (возможно наличие потенциальных обязательств, размеры которых установить на момент составления отчетности не представляется возможным);

o величины собственного капитала (зависит от выбора способа оценки активов и обязательств);

o полученных доходов и понесенных расходов (в силу действующих подходов к их признанию).

Взаимозависимость показателей отчетности

Используемые в процессе анализа финансовой отчетности показатели могут влиять друг на друга, усиливать или ослаблять. Так, завышенная рентабельность продаж может сказаться на падении оборачиваемости активов. Наоборот, снижение цены и, как следствие, рентабельности продаваемой продукции может вызвать увеличение продаж, а значит, и ускорение оборачиваемости средств, вкладываемых в активы.

Используемые в процессе анализа финансовые коэффициенты могут быть разбиты на определенные группы, объединенные по экономическому содержанию. Так, можно выделить группы показателей:

- ликвидности и текущей платежеспособности;

- деловой активности и оборачиваемости средств;

- финансовой структуры и долгосрочной платежеспособности;

- эффективности бизнеса;

- активности на рынке ценных бумаг.

На практике нет необходимости рассчитывать большое число показателей каждой группы. Обычно аналитик выбирает несколько наиболее значимых и при необходимости дополняет их другими инструментами анализа.